Стратегическое управление развитием предприятия сферы услуг города как фактор повышения эффективности его деятельности

Страница: 9/31

Становление стратегического управления в государственной служ­бе предусматривает постоянное обучение и повышение квалификации, тщательный отбор персонала, предоставление гарантий занятости. Адаптивность организации достигается с помощью относительной ста­бильности коллектива, обладающего общими ценностями и общим ви­дением. В процессе становления стратегического управления изменя­ется и роль персонала. Инвестиции в человеческий капитал приобре­тают такую же важность, как и инвестиции в основные фонды. Обязательным становится непрерывное обучение персонала, и, прежде всего, технике решения проблем.

Общей тенденцией развития стратегического управления в пос­ледние годы стало предоставление значительной самостоятельности небольшим коллективам, которые приобретают права независимых «команд» или даже самостоятельных филиалов. «Командные» техно­логии управления стали активно проникать в практику государствен­ной службы. В крупных организациях происходит делегирование прав и ответственности с верхних уровней управления на нижние уровни. Неболь­шие коллективы получают возможность распоряжаться ресурсами, проводить собственную кадровую политику и даже заниматься стра­тегическим планированием. Команды становятся главным инстру­ментом достижения инновативности, индивидуальной привержен­ности, сконцентрированности на главных задачах. В организациях меняется роль менеджера среднего звена: он уже не столько диспет­чер, сколько тренер-консультант; он не столько передает указания начальства, сколько помогает сотрудникам самостоятельно выраба­тывать новые подходы, совершенствовать приемы и методы выпол­няемой работы, добиваться большей согласованности действий.

Стратегическое управление в государственной службе характеризует­ся большей ориентацией на цели и миссию по сравнению с ориентацией на правила и процедуры. Практика формирования миссии (обобщенной цели и концентрированных принципов) постепенно укрепляется в госу­дарственной службе. В практику государственной службы проникают методы количественной оценки стратегических результатов, в частности оценки эффективности (отношения результата к затратам), результатив­ности (отношения фактического результата к планируемому) и эконо­мии (отношения планируемых затрат к фактическим).

Смещаются и другие акценты, в частности от оценки затрат к оценке результатов. Традиционные подходы в государственном управлении постоянно концентрируются на вопросе расходования государствен­ных средств, при этом измерение реального результата остается в тени. При стратегическом управлении в государственной службе основное внимание переносится на измерение и мониторинг результатов, полу­ченных в процессе тех или иных действий государственной службы. Так, например, в современной российской практике государствен­ного контроля пока еще преобладает ориентация на измерение затрат. В частности, при проверке выполнения федеральных программ Счет­ной палатой Российской Федерации основной акцент делается на контроле соответствия фактических затрат запланированным. В то же вре­мя ключевым пунктом контроля любых государственных затрат дол­жен стать вопрос о том, в какой степени достигнуты поставленные цели и соответствует ли понесенные затраты полученным результатам.

Новые условия развития общества приводят к тому, что методы и приемы стратегического управления, доказавшие свою результатив­ность в коммерческом секторе, постепенно переносятся на практику государственной службы. В то же время государственные организации характеризуются особенностями, отличающими их от частных. Эти особенности заключаются, прежде всего, в масштабах и качестве це­лей, ответственности, отчетности и оценке результатов деятельности. Поэтому не все методы и приемы стратегического управления, даю­щие результаты в частном секторе, могут в неизменном виде найти свое эффективное применение в государственной службе.

Особенностью стратегического менеджмента и государственного управления, в том числе, в системе правового государственного контроля является стратегический контроль[20].

Выработка стратегии позволяет организации определить направле­ние и способ ее движения к целям, выполнение стратегии создает условия для того, чтобы организация могла реализовать свою стра­тегию. Может показаться, что если стратегия была выбрана пра­вильно, и были созданы необходимые условия для ее выполнения, то дальше на стадии ее реализации не должно возникать серьезных трудностей и проблем. Возможно, это было бы так, если бы внеш­няя и внутренняя среда организации были неизменны или же пол­ностью предсказуемы. На самом деле бизнес протекает в очень из­менчивой среде. Поэтому перед управлением стоит весьма серьез­ная задача осуществления контроля за тем, насколько успешно движется организация к своим целям, а также определения того, сумеет ли она их достичь, и если нет, то, что она должна изменить в своем поведении.

Стратегический контроль не на­правлен на выяснение того, правильно или неправильно осущест­вляется реализация стратегии.

Его задачей является уяснение того, приведет ли реализация стратегии к достижению поставленных целей. Эта задача и определяет то, как строится система стратеги­ческого контроля.

Проведение стратегического контроля имеет очень большое значение для организации, более того, неправильно организован­ная работа по контролю может создавать трудности в работе орга­низации и даже наносить ей вред. К числу возможных негативных проявлений функционирования системы контроля относятся сле­дующие:

- подмена целей организации параметрами контроля в резуль­тате того, что сотрудники начинают ориентировать свою деятель­ность на те показатели, по которым их контролируют;

- чрезмерное контролирование деятельности подразделений и

сотрудников;

- перегрузка руководителей информацией, поступающей из системы

контроля.

Руководство организации должно иметь четкую позицию в от­ношении роли и места системы контроля, с тем, чтобы она эффек­тивно справлялась с решением только тех задач, которые соответ­ствуют общим задачам стратегического управления.

Выводы

В этой главе были рассмотрены теоретические аспекты и современные взгляды на стратегическое управление предприятием в условиях рынка.

Для понимания сущности стратегического управления отмечалось, что стратегическое управление — это управление в социально-эконо­мических системах. Сама же сущность стратегического менеджмента заключается:

- В определении положения предприятие в настоящее время.

- В положении предприятия в будущем через три, пять, десять лет,

где оно хотело бы находиться.

- Способ достижения желаемого положения.

Применение базовых стратегий предприятия, которые планируются и осуществляются одновременно или последовательно на несколь­ких уровнях, а именно: корпоративном уровне предприятия составляющих корпорацию и функциональном. Таким образом, три уровня стратегий образуют иерархическую структуру — корпоративная стратегия, деловые стратегии и фун­кциональные стратегии. Для достижения успеха все они должны быть согласованы между собой и тесно взаимодействовать друг с другом.

Реферат опубликован: 14/06/2011