Стратегическое управление развитием предприятия сферы услуг города как фактор повышения эффективности его деятельности

Страница: 8/31

Внешние факторы

влияния лица

Характеристика

окружающей среды

Рис.3. Влияние политического аспекта на стратегическое состояние

Политический и экономический аспект, имеют четыре основные связи: 1.факторы влияния и действующие лица в настоящее время; 2. направление факторов и сила их влияния; 3. возможности предпринять в отношении них; 4. принятие решений.

Рассматривая эти четыре связи, можно получить результаты, осуществив следу­ющие действия.

Организационный аспект стратегического состояния системы.

Для того чтобы придать строгость и системность вышеописанным процессам, необходимо знать следующие четыре аспекта: тип организации; процесс принятия решений в организации; способ мотивации; процедуры контроля в организации.

Описанные выше три аспекта стратегического состояния компа­нии, являются взаимодополняющими. Экономический усиливает по­литический, и оба обрамлены и направляемы организационным. Од­нако если одному из них отдается предпочтение в ущерб другим, то это может при вести к очень отличающимся друг от друга и иногда деструк­тивным типам стратегического состояния.

1.4 Особенности стратегического управления государственной службой

Управление в различных по своей природе организациях - в министерстве, областной администрации, торговой фирме, универ­ситете, церкви и транснациональной корпорации — имеет общие закономерности. В процессе управления в этих организациях проис­ходит постановка целей, определяются приоритеты, составляются пла­ны и программы действий, закрепляются управленческие процедуры, формируется и развивается организационная структура. Во всех орга­низациях в рамках управления персоналом строятся те или иные мотивационные системы, отрабатываются процедуры приема на работу и продвижения по службе. В любой организации закрепляются соот­ветствующие процедуры контроля. Вместе с тем управление в государственной службе представляет собой один из видов специального управления. Особенности управления в государственной службе проявляются, прежде всего, в конк­ретных целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, особой ответственности и системах стимулов.

Реализация каждой функции управления в государственной службе обладает соответствующей спецификой[19]:

- планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно осуществляются исходя из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а, в конечном счете, народом на основе демократического выбора;

- организация государственной службы, как правило, имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры. Поэтому в рамках государственной службы складывается особый административно - бюрократический стиль управления, который, впрочем, имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях;

- мотивация в государственной службе в меньшей мере основывается на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах нематериального характера (престиж, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры и пр.);

- контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляются как выше стоящими структурными подразделениями, органами управления, так и населением, гражданами — непосредственно или с помощью средств массовой информации и общественных организаций. Контроль в государственной службе носит более широкий и более объемлющий характер, чем в коммерческой организации.

Процесс управления в государственной службе часто обозначается емкими терминами «администрирование» и «бюрократия». Ключевы­ми характеристиками такого управления являются:

1. следование инструкциям;

2. разделение на тех, кто выдает инструкции, и тех, кто их выполняет;

3. концентрация власти и политической воли;

4. ограничение свободы;

5. административный контроль;

6. авторитарный стиль управления.

В России и в мире в целом в последнее время произошли большие изменения в условиях функционирования государственного сектора, что, в свою очередь, отражает общие тенденции развития всего обще­ства. Интернационализация экономических связей, развитие техно­логий, основанных на новом знании, информатизация всех аспектов жизни людей, обострение конкуренции организаций и государств, новая роль нематериальных нововведений — вот лишь неполный пе­речень новых реалий конца XX и начала XXI века.

В государственном секторе происходят те же изменения, что и в коммерческом секторе. Ключевой тенденцией является ускорение перемен. Многие государственные учреждения, ориентированные на выполне­ние традиционных функций государства, приватизируются и разгосударствляются. Многие функции, начиная от уборки мусора на городс­ких улицах и кончая содержанием тюрем, в разных странах мира посте­пенно передаются из государственного сектора в частный сектор. В практику управления в государственных организациях все больше проникают ме­тоды управления, оправдавшие себя в частном секторе. Это относится, прежде всего, к стратегическому управлению.

Управление в любой сфере, в том числе и государственной службе, подвержено измене­ниям. Основной тенденцией изменений управления в государственной службе в настоящее время стало перенесение управленческих методов, технологий и приемов из коммерческой в государственную сферу. В настоящее время подходы и технологии управления, отработанные в коммерческих фирмах, достигших успеха, внедряются в практику управления других, в том числе государственных организаций. С точки зрения управления стираются границы между коммерческими и некоммерческими организациями, так как большинство подходов и приемов успешного управления коммерческих организаций актуальны и для государственных организаций. В первую очередь это относится к стратегическому управлению. Под влиянием методов стратегического управления в государственных организациях появляются такие отно­сительно новые управленческие явления, как цели и миссия, SWOT - анализ, стратегические альянсы, стратегический контроль и пр.

Особенно ярко методы стратегического управления проявляют себя в тех областях, где требуются новые подходы, где изменения окружающей среды заставляют постоянно искать решения возникающих новых задач. Однако в тех сферах государственной службы, где преобладают рутинные функции и решение повторяющихся стандартных задач, там доминиру­ют и традиционные бюрократические методы управления. Более того, авторитарное управление в этом случае оказывается самым действенным. Однако все чаще во многих сферах государственной службы возника­ют проблемы, требующие нестандартных решений постоянно возника­ющих новых задач. В этих сферах особенно прочно укрепляет свои пози­ции стратегическое управление. В связи с этим в практику работы госу­дарственных учреждений проникает технология создания команд - гибких временных творческих групп, ориентированных на создание и совершенствование старого «продукта». Создание инноваци­онного потенциала в рамках государственного учреждения становится залогом его успешной деятельности. Для создания инновационного по­тенциала необходимо на каждом уровне управления стимулировать экс­перименты, новые начинания, творческое заимствование продуктивных идей, так называемые быстрые старты, важно ориентировать инноваци­онную стратегию на развитие «шаг за шагом».

Реферат опубликован: 14/06/2011