Стратегическое управление развитием предприятия сферы услуг города как фактор повышения эффективности его деятельности

Страница: 7/31

В ситуациях, где управляющий лично действует как главный архитектор стратегии, стратегия является плодом его собственного видения. Крайне централизованная работа по выработке стратегии оправдана, когда у управляющего сильное интуитивное видение того, что необходимо сделать и как. Основная слабость главного стратегического подхода заключается в том, что масштаб стратегии сильно зависит от мастерства одного человека в деле выработки стратегии.

В совместном подходе к выработке стратегии также имеется свой риск. Иногда возникающая стратегия является компромиссом, которому не хватает смелой творческой инициативы. В других случаях, она представляет собой консенсус с вариантом, представленным влиятельными подчиненными, сильными функциональными отделами или коалициями большинства, у которых есть общий интерес в продвижении их собственной версии того, что должно быть стратегией. Совместный подход особенно благоприятен для формирования политической стратегии, так как сильные отделы и личности имеют достаточно возможностей, чтобы попытаться достигнуть компромисса между предпочтительными для них подходами к стратегии.

Большая опасность заключается и в подходе «делегирование полномочий», которая состоит в серьезном недостатке стратегического руководства при движении сверху вниз.

Сила инициативного подхода является также и его слабостью. С одной стороны, ценность лидерства состоит в том, что оно побуждает людей на нижних организационных уровнях предлагать новые стратегические инициативы и не выпускать их из поля зрения, ожидая возможности их выполнения. С другой стороны, инициативные действия исходят из различных частей организации и не позволяют сформировать логическую модель или поддержать ясное стратегическое направление.

Таким образом, все стратегические подходы имеют сильные и слабые стороны и могут привести как к успеху, так и к провалу. Это зависит от того, насколько хорошо идет управление тем или иным подходом, от мастерства при выработке стратегии и от суждений индивидов, вовлеченных в процесс.

Так или иначе, при разработке стратегии руководству следует помнить, что стратегия не является по-настоящему победной, если она не соответствует ситуации на предприятии (организации), не создает существенного преимуществ перед конкурентами и не улучшает работу предприятия.

В процессе разработке стратегий, управления предприятием в целом используется множество разнообразных способов, подходов, приемов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей.

Задачами стратегического управления являются обеспечение экономического роста предприятия, повышение его конкурентоспособности.

Подходы к определению стратегического менеджмента.[17]

Стратегическое управление — область деятельности высшего руководства организации, главная обязанность которого состоит в опреде­лении предпочтительных направлений и траекторий развития органи­зации, постановке целей, распределении ресурсов и всего того, что дает организации конкурентные преимущества.

Стратегическое управление исходит из следующих предпосылок: наличие представления о том, чего организация желает достичь в буду­щем; основной источник проблем находится вне организации; организация должна обладать возможностью своевременного распознавания проблем и механизмом их решения:

- управленческая реакция на опасности и угрозы должна следо­вать не после того, как они уже осуществились, используя принцип «тушения пожаров»;

- центр тяжести управления должен сместиться в сторону дейст­вий по недопущению и минимизации потерь, если избежать их невоз­можно;

- потенциал организации должен быть «подстроен» под открывающиеся возможности и стратегические задачи, с тем, чтобы на основе разработки целей и своевременной их корректировки обеспечить не­обходимые позиции на рынке;

- текущее управление есть продолжение, конкретизация стратеги­ческого управления и должно осуществляться в рамках действующей стратегии.

В общем виде стратегическое управление представляет собой деятельность, которая состоит в выборе сферы и образа действий по достижению долгосрочных целей организации в постоянно меняющихся условиях внешней среды.

Совершенствование системы управления предприятием или организацией может проводиться с использованием разнообразных подхо­дов. Одним из них является модель стратегического состояния или стратегический куб. Можно предположить, что эффективность деяте­льности любой компании зависит от разработанности трех составляю­щих, характеризующих ее работу. К ним относятся экономическая, по­литическая и организационная компоненты. Рассмотрим более подроб­но каждую из них[18].

Экономический аспект стратегического состояния системы.

Вобщем виде разработанность экономического аспекта зависит от решения четырех основных направлений: от желания предприятия; позиционирование себя на данный момент; перспективы развития сегодня; перспективы развития на завтра;

Эти четыре направления выстраиваются в логическую цепоч­ку и отражают способ рассуждения, которому следует менеджер, при­нимающий решения. Если рассматривать более детально этот анали­тический процесс оценки экономической составляющей, то он состо­ит из определения полноты и достаточности разработки следующих вопросов.

Политический аспект стратегического состояния системы.

Анализ стратегического состояния компании с учетом только эконо­мического аспекта для любой организации является недостаточным. Требования сотрудников фирмы о предоставлении им большей информации и об увеличении степени их участия в принятии решений, давление со стороны различных групп, таких, как экологические движения, союзы потребителей, профсоюзы, увеличение виляния государства и различно­го регламентирования обусловливают тот факт, что в настоящее время невозможно принимать решения в атмосфере, свободной от всякого по­литического влияния, под которым понимается деятельность присутст­вующих в среде, окружающей фирму, и на самой фирме факторов влия­ния и лиц, преследующих часто противоположные цели (рис.3).

Политический аспект Экономический аспект

Внутренние факторы

влияние лица

Экспертиза фирмы

Стратегическое состояние

Реферат опубликован: 14/06/2011