Стратегическое управление развитием предприятия сферы услуг города как фактор повышения эффективности его деятельности

Страница: 5/31

Стратегия достижения лидерства по издержкам наиболее ус­пешна, если[14]:

- ценовая конкуренция среди продавцов особенно сильна;

- производимый продукт стандартный;

- различия в цене для покупателя существенны;

- большинство покупателей используют продукт одинаковым образом, т.е. отсутствует дифференциация покупателей по способу использования продукта;

- затраты покупателей на переключение с одного продавца на другого достаточно низкие;

- ценовая власть покупателей значительная (например, пото­му что покупателей много).

В этих условиях покупатели останавливают свой выбор на том товаре и услугах, цена которого ниже. Тогда стратегия низких издержек ведет к успеху. Другими словами, если конкурентная борьба на рынке идет в основном вокруг цены, то самые низкие издержки являются серьезным конкурентным преимуществом.

Стратегия низких издержек имеет свои опасности. Так, технологический прорыв конкурентов может привести к тому, что они перехватят лидерство в издержках. Кроме того, конкурирую­щие организации могут скопировать приемы и методы, примене­ние которых привело к снижению издержек, так что фирма быс­тро лишится своего преимущества. Есть еще одна опасность. Как правило, компания, сосредоточенная на снижении издержек, обычно меньше внимания уделяет перспективным вопросам развития бизнеса и может упустить момент, когда старая продукция перестанет быть конкурентоспособной в принципе.

Иначе говоря, концентрация усилий на снижении издержек делает компанию уязвимой перед более современными технологиями и вновь возникающими интересами покупателей в связи с появлением новых технических и технологических возможностей.

В том случае, когда рынок сильно сегментирован, когда рас­тущее разнообразие товаров и потребительских предпочтений раз­рушает однородные рынки стандартизированных товаров и услуг, когда сами рынки становятся весьма изменчивыми, конкурентные стра­тегии, выработанные для совершенной конкуренции, перестают работать и давать позитивный результат. В новых условиях начи­нает работать стратегия дифференциации.

В рамках стратегии дифференциации конкурентное преимуще­ство проявляется в том случае, когда достаточно большое коли­чество потребителей становится заинтересованным в предлагаемых услугах и продукции (товаров). Чем сильнее заинтересованность потребителей, тем сильнее и конкурентное преимущество предприятия, которое предлагает услуги с необходимыми свойствами. Чем сильнее отличия предлагаемых услуг от других аналогичных их услуг, тем отчетливее проявляется рыночная ниша и тем зна­чительнее монопольные преимущества компании. По существу, стратегия дифференциации — это стратегия выстраивания монопольного положения компании с использованием того, что ник­то больше не предлагает услуги с данными конкретными харак­теристиками.

Успешная дифференциация позволяет фирме установить по­вышенную, фактически монопольную на услуги, увеличить объем на этой основе, выстроить дополнительные барье­ры входа для потенциальных конкурентов путем формирования собственного бренда.

Стратегия дифференциации успешно работает на тех рынках, где существует возможность изменять свойства предлагаемых услуг, где потребности потребителей разных групп сильно разли­чаются, а структура отрасли такова, что небольшое количество конкурентов может оказаться в одной и той же рыночной нише.

Комбинирование стратегий дифференциации услуг и рынка получило название стратегии диверсификации. Она предполагает одновременное развитие и технологии, и маркетинга с целью до­стижения конкурентного преимущества.

На базе стратегии минимальных издержек и стратегии диффе­ренциации строятся реальные стратегии конкуренции реальных компаний. Весьма успешным иногда является соединение этих двух подходов в разумном сочетании. С одной стороны, компа­ния выбирает особую рыночную нишу, добиваясь дифференциации своего продукта, с другой — стремится в рамках данной ниши минимизировать издержки на предоставление услуг.

Часто на эти две стратегии накладывается еще один фактор — сфокусированность на особом сегменте рынка, в рамках которо­го удается удовлетворить специфические потребности специфи­ческого состава потребителей. Данная стратегия носит название стратегии сегментации. Рыночный сегмент определяется по при­знаку дохода. Всегда можно выделить услуги массового спроса и услуги класса «люкс». Подобное проявляется в сфере услуг.

Стратегия конкурентной борьбы — это центральная часть стра­тегии компании в целом, которая затрагивает не только вопрос о том, как добиться конкурентоспособности, но и отражает функци­ональные стратегии. Функциональная стратегия является третьим уровнем управления. Функциональные стратегии разрабатывают­ся функциональными отделами и службами предприятия на осно­ве корпоративной и деловой стратегий. Их задачами являются рас­пределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного пове­дения функционального подразделения в рамках общей стратегии.

К функциональным стратегиям относятся: производственная, инвестиционная, инновационная, маркетинговая стратегии, внешнеэкономической деятельности и др.

Например, возможными стратегическими альтернативами для производственной стратегии могут быть следующие:

А. Производственные мощности:

1) создать новое производство;

2) оставить все без изменения;

3) реконструировать существующее производство;

4) увеличить/уменьшить численность рабочих;

5) повысить коэффициент сменности;

6) создать централизованную систему обслуживания производ­ственного оборудования.

Б. Материалы и комплектующие изделия:

1) уменьшить запасы сырья, материалов, незавершенного про­изводства;

2) обеспечить доступ к новым внутренним/внешним источни­кам сырья;

3) рассмотреть возможности использования материалов-заме­нителей;

4) принять решение о том, будет ли система снабжения цент­рализованной или децентрализованной.

В. Качество:

1) развивать бригадный подход;

2) заняться автоматизацией и роботизацией производства;

3) попытаться применить принципы японской системы управ­ления качеством.

Инвестиционная стратегия решает две взаимосвязанные задачи:

а) обоснование для потенциальных инвесторов наиболее эф­фективных направлений вложения их капиталов;

б) обоснование для участников реализации инвестиционных проектов, вариантов наиболее эффективного использования ин­вестиций.

Основное предназначение инвестиций: развитие производства, увеличение его мощностей, повышение технологического уровня и конкурентоспособности.

С точки зрения владельца капитала, инвестирование представ­ляет собой отказ от получения прибыли сегодня во имя ее полу­чения завтра или в будущем. Но для принятия решения о долго­срочном вложении капитала необходимо располагать информаци­ей, которая подтверждала бы два положения:

1) вложенные средства будут полностью возмещены;

2) прибыль, полученная в результате данной операции, будет достаточно велика, чтобы компенсировать затраты, а также риск, ввиду неопределенности конечного результата.

Реферат опубликован: 14/06/2011