Вопросы и ответы к экзамену по Физкультуре

Страница: 29/35

Настройку нужно проводить не только в начале, но и в конце занятия. В этом случае она направлена на быстрое восстановление занимающихся, на формирование у них чув­ства удовлетворенности проведенным занятием и хорошего настроения, на качественное выполнение предстоящей дея­тельности (учебных занятий, важнейших дел дня).

Здесь используются в основном те же приемы, что и в настройке в начале занятия, но имеются и свои особенности. Так, для ускорения процессов восстановления у студентов, увеличивается продолжительность 1-й части настройки и со­ответственно—число словесных формул. После 4-й формулы «расслабленные, руки .» следуют формулы на формирование ощущения тяжести в руках: «Руки начинают тяжелеть ., все больше и больше тяжелеют руки, наливаются тяжестью ., тяжелые руки .» А затем вновь следуют уже известные фор­мулы на формирование ощущения тепла в руках.

С целью более глубокого введения занимающихся в со­стояние релаксации формулы нужно произносить медленно и повторять по 2 раза.

После того как занимающиеся вошли в состояние релак­сации, надо формировать у них чувство удовлетворенности проведенным занятием. Для этого предлагаются следующие примерные формулы:

Вы сейчас хорошо поработали! Пробежали 10 кругов! Нагрузили многие мышцы!

Вы стали выносливее и сильнее (быстрее, координиро­ванное и т. п.). Получили мощный заряд бодрости и энергии, который вы будете ощущать сегодня и в последующие дни! У вас будет отличное настроение!

Поддерживайте это состояние ежедневными самостоя­тельными занятиями физкультурой и психорегуляцией.

Дайте себе установку на выполнение важнейших дел на сегодня.

После этой формулы следует короткая пауза (20-30 с), в которой занимающиеся мысленно дают себе установку с уче­том своих дел и желаний.

Затем нужно вывести студентов из состояния релаксации, несколько активизировать их и сформировать хорошее на­строение. Сначала говорится следующее: «У вас исчезает ощущение расслабления, уходит тяжесть . Вы становитесь бодрыми и активными». После чего предлагается выполнить уже известное упражнение с «наполнением энергией», кото­рое повторяется дважды. Далее применяется следующее упражнение. Студентам предлагается вспомнить какое-нибудь яркое, радостное и счастливое мгновение своей жиз­ни (например, восторг при первой встрече с морем, ликова­ние во время праздничного шествия или салюта и т. п.) и улыбнуться. Затем по команде преподавателя нужно дружно вскинуть руки. высоко поднимая голову, и громко выкрик­нуть звук «о-о» на самой высокой ноте, стараясь выразить в нем радость и ликование. Принятая поза и мимика долж­ны напоминать человека в минуты восторга, ликования, счастья.

Студенты обычно с удовольствием выполняют это упраж­нение и быстро входят в соответствующее состояние. После такой настройки они, как правило, уходят с занятий бодры­ми, в хорошем настроении и с четкой нацеленностью на предстоящие дела.

В процессе самих занятий по физическому воспитанию также нужно использовать различные средства психорегу­ляции и, прежде всего, идеомоторную тренировку. Послед­няя представляет собой не что иное, как мысленное воспро­изведение различных движений.

Она особенно необходима и эффективна при освоении какого-нибудь сложного двигательного навыка или когда он плохо получается. При этом нужно соблюдать следующие условия. Прежде чем студент станет выполнять упражнения, преподаватель должен объяснить задание и проверить, пра­вильно ли оно понято и переведено ли в сознании на язык моторики. Если студент понял указание, то он должен мыс­ленно «проиграть» его. Для этого ему нужно сначала облечь образ представляемого движения в точные словесные фор­мулировки, а затем уже, проговаривая про себя нужные сло­ва, мысленно выполнять необходимые движения. Внимание при этом надо сосредоточить на главном элементе движения.

Такая методика обучения активизирует мыслительную деятельность студентов и дает возможность значительно со­кратить количество практических повторений при разучива­нии движения. Пользуясь идеомоторной тренировкой, нужно помнить, что качественному исполнению разучиваемого дви­жения способствует не простое воспроизведение узловых мо­ментов техники, а воспроизведение характерных мышечно-двигательных представлений об ощущениях, сопровождаю­щих эти моменты: степени мышечного напряжения, направ­лении, скорости и ускорении различных звеньев тела и др.

Реферат опубликован: 6/02/2010