Вопросы и ответы к экзамену по Физкультуре

Страница: 26/35

Все физические упражнения связаны с эмоциями, т.е. с раз­личными степенями возбуждения и успокоения, напряжения и разрядки, удовольствия и неудовольствия. Например, быстрый бег сопровождается сильным эмоциональным возбуждением. В спокойном состоянии человек не может бежать быстро. Напро­тив, спокойная ходьба, требующая плавности и ритмичности, вызывает эмоциональное состояние успокоения.

Активные (стенические) эмоции повышают работоспособ­ность организма; наблюдаются при правильной тренировке, особенно при наличии у спортсмена «спортивной формы». Благодаря им спортсмен испытывает подъем, стремление к по­беде, к преодолению препятствий, «спортивную злость». Пас­сивные (астенические) эмоции чаще всего возникают при пере­тренированности, когда спортсмен чувствует вялость, упадок сил, нежелание тренироваться и пр.

Полевые действия в спорте органически связаны с мышечной деятельностью, требующей физической силы, выносливости, быстроты, ловкости в движениях. В большинстве видов спорта полевые усилия спортсмена направлены на максимальные, а не на сниженные нервно-мышечные напряжения. Волевые усилия и спорте, как правило, отличаются очень большой скоростью реакций и сопутствующих психических процессов (восприятия, мышления, сообразительности и т.д.)

Успешность многих видов спортивной деятельности во многом зависит от точности восприятия различных условий среды, в которых эти действия выполняются. Эти специальные восприятия в практике спорта называют: «чувство воды» — у пловцов, «чувство дистанции» — у боксеров, «чувство време­ни» — у бегунов, «чувство мяча» — у футболистов и др. Напри­мер, «чувство воды» — это весьма тонкое восприятие сопротив­ления воды при совершении движений в ней. Сопротивление воды воспринимается пловцом с помощью ощущений, полу­ченных при выполнении гребковых движений. Это не только мускульно-двигательные ощущения пловца, но и ощущения давления поды и соприкосновения с ней. Эти и другие специализированные восприятия — показатели совершенства овладе­ния техникой избранного вида спорта — спортсмен может раз­вить в себе, если будет анализировать сложную структуру вос­приятия, выделять в них наиболее существенные элементы и постарается в процессе тренировки делать их более совершен­ными, точными, «обостренными».

Известно, что в различных видах спорта требуются различ­ные уровни мобилизации. Даже в одном и том же виде спорта различные действия и навыки требуют для своей реализации различных уровней активации. Исследования, в которых эф­фективность деятельности сопоставлялась с различными уров­нями активации спортсменов на протяжении дня, показали, в частности, что для любых физических усилий существует оп­тимальный уровень возбуждений. Если этот уровень превыша­ет оптимальный, то результаты спортивной деятельности ухудшаются. Перевозбуждение может ухудшить выполнение недостаточно освоенных движений или заданий, требующих точности.

В показателях активации (психологических, мышечных, фи­зиологических) существуют выраженные индивидуальные раз­личия.

Ожидание предстоящей интенсивной деятельности приводит к изменению уровня возбуждения.

Методы регулирования психоэмоционального состояния. К ме­тодам, повышающим психоэмоциональное состояние, следует отнести:

введение в занятие упражнений на быстроту и ловкость;

включение в занятие элементов спортивных игр, подвиж­ных игр, танцев;

музыкальное сопровождение упражнений во время раз­минки или танцевальных движений;

метод соревнования (эстафеты) во время проведения заня­тий;

приглашение болельщиков на соревнования;

хорошее состояние спортивной базы и инвентаря, отве­чающее санитарным нормам состояние мест занятий;

сознательный подбор контактов между спортсменами и тренерами, преподавателями для достижения каждым из них оптимального уровня активности;

поощрение за правильно, четко выполненное задание.

К методам, нормализирующим психоэмоциональное состоя­ние, следует отнести:

повышение общей физической подготовки, тренировка на выносливость;

Реферат опубликован: 6/02/2010