Вопросы и ответы к экзамену по Физкультуре

Страница: 25/35

Ощущение — отражение в сознании человека свойств внеш­них предметов и внутренних состояний организма — возникает при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие органы чувств. Физиологической основой ощущений являются процессы нервного возбуждения, протекающие в ана­лизаторах Ощущения, отражающие свойства предметов и явле­ний внешней среды: зрительные, слуховые, обонятельные, вку­совые, температурные, осязательные (тактильные). Ощущения, отражающие различные состояния внутренних органов мышечно-двигательные ощущения, ощущения равновесия, органиче­ские и болевые.

В частности, большую роль в спортивной деятельности иг­рают мышечно-двигательные ощущения, имеющие сложный характер, т.к. вызываются одновременным раздражением раз­личных рецепторов. Раздражение рецепторных окончаний в мышцах дает ощущение мышечного тонуса при выполнении движений. Ощущение мышечного напряжения и усилия связа­но с раздражением нервных окончаний в сухожилиях, а ощуще­ние направления, формы и быстроты движений связано с раз­дражением рецепторов суставных поверхностей.

Отражение в сознании предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы на­зывается восприятием. Восприятие всегда имеет целостный ха­рактер — явления отражаются в совокупности их свойств и ка­честв. Сложные нервные процессы в коре головного мозга, ле­жащие в основе восприятия, вызываются комплексными раз­дражителями, действующими одновременно на разные рецепто­ры. Для таких процессов характерна одновременная и согласо­ванная деятельность нескольких анализаторов.

В процессе тренировки необходимо упорно работать над формированием правильных и прочных представлений о вы­полняемых движениях, т.к. мышечно-двигательные представления часто вызывают начальные импульсы к совершению связанных с этими представлениями движений. Такие побуждения к совершению движений (идеомоторные акты), связанные с отчетливым и правильным представлением, например, вольного гимнастического упражнения (интенсивности, амплитуды, пластичности и др.), являются необходимой основой его правиль­ного и успешного выполнения. А если при выполнении упраж­нения на снаряде у спортсмена возникает представление о том, что он теряет равновесие и вот-вот упадет, это вызовет неволь­ное зачаточное движение падения в определенную сторону.

Тренируясь в совершенном выполнении тех или других физических упражнений, готовясь к успешной борьбе в спортив­ном соревновании, спортсмен руководствуется не только вос­приятием или представлением движений, но и мышлением, которое направлено на познание анатомо-физиологических закономерностей, лежащих в основе данного упражнения, на понимание складывающейся в борьбе ситуации, на разгадыва­ние тактических замыслов противника, на разработку собствен­ного тактического плана действий и т.п.

Человек, познавая мир, запоминает свои ощущения, воспри­ятия, мысли. Физиологической основой памяти являются «сле­ды» в коре головного мозга ранее протекавших там нервных процессов. Эти «следы» следует понимать как закрепление об­разовавшихся в процессе прежнего опыта временных связей между определенными нервными центрами (ассоциации). Бла­годаря этим связям нервные процессы, обеспечивающие вы­полнение какого-либо одного элемента упражнения, вызывают действие нервных процессов, связанных с выполнением сле­дующего элемента и т.д. В результате спортсмен может последо­вательно и без ошибок выполнить все упражнение в целом. Но для этого необходимо предварительно проделать большую рабо­ту по запоминанию данного материала.

При занятиях физическими упражнениями большое значе­ние имеет двигательная память, обеспечивающая точное пред­ставление о положении тела в различные моменты выполнения физического упражнения, представление о форме, управлении, амплитуде и скорости совершаемых движений. При направлен­ном и сосредоточенном (внимательном) действии движения выполняются аккуратно и четко. В состоянии крайнего утомле­ния спортсмен не способен к напряженному вниманию, не мо­жет сосредоточиться на выполнении двигательной деятельно­сти, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением усталости. Чтобы воспитать у себя устойчивость внимания, необходимую в спорте для сохра­нения ее интенсивности на высоком уровне, например в тече­ние всего времени игры в футбол, надо в процессе тренировки приучать себя к несколько более длительной спортивной работе, чем это происходит на соревновании. Сосредоточенность и внимание можно развивать, приучая себя в процессе трениро­вочных занятий к внимательному выполнению упражнений, несмотря на отвлекающее влияние различных помех (шум, при­сутствие зрителей и др.). Способность сосредоточенного внима­ния развивается в процессе занятий такими видами спорта, как стрельба, тяжелая атлетика, гребля и др. Распределенное вни­мание воспитывается во время занятий игровыми видами спор­та, боксом, фехтованием и т.п.

Реферат опубликован: 6/02/2010