Вопросы и ответы к экзамену по Физкультуре

Страница: 22/35

46. Особенности занятий физкультурой и спортом в период экзаменационной сессии.

Систематически заниматься в период экзаменов физической куль­турой еще не стало доброй традицией, хотя имеется положительный опыт ряда вузов. Так, проводились занятия после сдачи каждого экза­мена по плаванию, спортивным играм, легкоатлетическим упражнени­ям умеренной интенсивности продолжительностью до 60 мин. Резуль­таты работы свидетельствуют, что в группе студентов, посещавших за­нятия, по сравнению с теми, кто их не посещал, были выше показатели умственной работоспособности, психоэмоционального (самочувствие, настроение, активность) и функционального состояния. Другой опыт характерен тем, что занятия проводились 2 раза в неделю по 45 мин, и содержание их определяли сами студенты. Занятия дополнялись еже­дневной утренней гимнастикой и упражнениями общего воздействия:

5—10 мин после каждых двух часов учебного труда. Изучение измене­ний свойств внимания за период экзаменов показало, что по сравне­нию со студентами, ведущими пассивный режим жизнедеятельности, у занимающихся оказались существенно выше в конце сессии показа­тели устойчивости, интенсивности, распределения, сосредоточения, переключения и объема внимания на 6—12%.

Эффект занятий физическими упражнениями можно повысить, если они сочетаются с оптимальным режимом жизнедеятельности сту­дентов. Так, при наблюдении за тремя группами студентов 1-я — имела произвольный режим жизнедеятельности, где отсутствовал эле­мент физической активности; 2-я — отличалась тем, что имела норма­лизованную двигательную активность; 3-я — в добавление ко второй имела четкую организацию сна, питания, пребывания на свежем воз­духе, учебного труда. В результате показатели умственной и физичес­кой работоспособности, психоэмоционального состояния студентов в 3-й группе оказались, выше за период сессии на 7—13%, чем во 2-й группе, и на 12—18% лучше, чем в 1-й. Кроме того, восстановление после завершения сессии в течение недели в 3-й группе оказалось пол­ным, в то время как в двух других группах отмечалось четко выражен­ное недовосстановление. Некоторые вузы имели положительный опыт организации пребывания студентов во время сессии в загородных оз­доровительно-спортивных лагерях. Там же они сдавали экзамены. Ре­зультативность таких решений оказалась чрезвычайно высокой по всем изучавшимся показателям. Наибольший эффект отмечен в груп­пах первокурсников.

Благоприятное воздействие на утомленных учебным трудом сту­дентов оказывают упражнения циклического характера умеренной ин­тенсивности (при ЧСС 120—140 удар/мин). Этот эффект тем выше, чем больше мышечных групп вовлекается в активную деятельность. После экзамена, чтобы ускорить восстановительные процессы и снять нервное напряжение, полезно выполнить умеренные циклические уп­ражнения.

Мышечная деятельность, вызывающая резкое обострение эмоцио­нального состояния в этот период (соревнования, единоборства, ответ­ственные спортивные игры), ведет к угнетению умственной работо­способности.

Наблюдения за студентами-спортсменами на учебно-тренировоч­ных занятиях в период экзаменов позволили зафиксировать повышен­ные трудности при овладении техникой новых упражнений — в 1,5— 2 раза больше времени приходилось затрачивать на их освоение. При этой у студентов отмечалось снижение концентрации внимания, со­знательного контроля за выполнением движений. Часто проявлялись старые технические ошибки, от которых, казалось, удалось избавиться. Нередко отмечалось ухудшение ранее сформированных двигательных навыков. При использовании интенсивных упражнений у студентов в этот период быстро наступает чувство усталости и нервной разрядки. Поэтому при участии в соревнованиях в период экзаменов студенты показывают далеко не лучшие результаты.

Таким образом, направленность занятий в экзаменационный пери­од для основной массы студентов должна носить профилактический характер, а для студентов-спортсменов иметь поддерживающий уро­вень физической и спортивно-технической подготовленности.

Реферат опубликован: 6/02/2010