Банковская система Республики Беларусь

Страница: 40/54

Повышение прозрачности бан­ков осуществляется для следую­щих целей: ориен­тации юридичес­ких и физических лиц при выборе ими обслуживающего банка; сти­мулирования конкуренции на рын­ке банковских услуг; снижения возможного матери­ального ущер­ба для кредиторов, вкладчиков, клиентов в результате рискован­ной дея­тельности банков. Все это должно дать существенный эко­номический и социальный эффект. Как минимум, повышение уровня информационной прозрачности бе­лорус­ских банков создаст более благоприятные условия для приня­тия отечественными и за­рубеж­ными инвесторами положитель­ных решений по инвестированию средств в бан­ковскую систему на­шей страны и тем самым поспо­собствует укреплению ее стабиль­ности.

3.2. Новые технологии в банковском деле

Понятие "реинжиниринг бизнес-процессов" (БПР-Business process reengineering) возникло примерно в 1990 г., и с тех пор вызывает активный ин­терес специалистов в области менеджмента и информационных технологий. С 1994 г. в США проводятся ежегодные конференции по БПР. В настоящее время БПР взят на вооружение почти всеми ведущими компаниями мира. В ча­стно­сти, по данным фирмы Ernst & Young, 100 крупнейших банков Северной Аме­рики затратили в 1997 году около 2,9 млрд. долл. США на реинжиниринг своих подразделений. За послед­ние полтора года правительство США начало более 200 проектов по реинжинирингу.

Необходимость реинжиниринга обосновывается высокой динамично­стью со­временного делового мира. Непрерывные и довольно существенные измене­ния в технологиях и потребностях клиентов стали обычным яв­ле­нием, и банки, стремясь выжить и сохранить конкурентоспособность, вы­нуждены не­прерывно перестраивать свою стратегию и тактику.

Решением проблемы является система базовых принципов организации банка и переход к ориентации не на функции а на процессы. Из всех кон­цепций менедж­мента, основанных на процессах, БПР рассматривается как наи­более эффективная концепция. Майкл Хаммер, автор термина "реинжиниринг", счи­тает появление БПР революцией в бизнесе, которая знаменует отход от ба­зо­вых принципов построения банка, предложенных 200 лет назад А. Сми­том, и превращает конструирование бан­ковского бизнеса в инженерную деятель­ность.

Возможность такой революции обусловлена в первую очередь новей­шими дос­тижениями в области информационных технологий.

Важность БПР возрастает в связи с тем, что, во-первых, он "беспартиен", т.е. он необходим любому банку, вне зависимости от рода его деятельности, и, во-вто­рых, БПР необходим для больших, средних и даже маленьких банков.

Понятия "инжиниринг бизнеса" и "реинжиниринг бизнеса" имеют суще­ствен­ные различия, которые можно удобно использовать для того, чтобы дать об­щую ха­рактеристику реинжиниринга. Вначале рассмотрим инжиниринг. Ин­жи­ниринг бан­ковского бизнеса - это набор приемов и методов, которые банк исполь­зует для про­ектирования бизнеса в соответствии со своими целями. Не­обходи­мость проведения инжиниринга можно пояснить следующим образом. Наибо­лее фун­даментальная движущая сила каждого банка - потреб­ность улучше­ния сво­его финансового поло­жения. Говоря проще, банк должен делать деньги.

Инжиниринг банковского бизнеса представляет собой множество мето­дик, ис­пользуе­мых для проектирования бизнеса, удовлетворяющего заданным целям банка. Эти методики включают:

- пошаговые процедуры для проектирования бизнеса;

- систему обозначений (язык), описывающую проектирование биз­неса;

Реферат опубликован: 24/05/2007