Банковская система Республики Беларусь

Страница: 23/54

Однако жизнь опровергла ожидания. Уже в ходе гражданской вой­ны обнаружилась несо­стоятельность политики "военного коммунизма", и в начале 1921 г. было объявлено о переходе к новой экономической политике (нэпу), включая замену продразверстки продналогом, после введения которого крестьянин мог свободно распоряжаться своей про­дукцией. Практически это означало необходимость восстановления то­варно-денежных отношений, создания рынка, укреп­ления рубля, а также воссоздания банковской системы. Иными словами, речь шла о переходе к рыночной экономике. И естественно, что одним из первых шагов на этом пути стало (в ок­тябре 1921*г.) решение об учреждении Государ­ственного банка.

К октябрю 1925 г. в стране насчитывалось 1211 банковских уч­реждений (без кредит­ных кооперативов). Из них на долю спецбанков приходилось 752 учреждения (62%); тогда как Госбанк имел 459 уч­реждений (38%).

Таким образом, в восстановительный период идея "единого банка" оказалась забы­той. Возникшие наряду с Госбанком СССР специальные банки оказались, по сути дела, коммерческими. Необходимость в такой структуре банковской системы была обусловлена особенностями рыноч­ных отношений периода нэпа.

Однако во второй половине 20-х годов в связи с отказом от нэпа и переходом к формированию командно-административной системы управ­ления экономикой вновь была реанимирована идея "единого банка". Но на данном этапе она реализовывалась уже с иной целью, нежели в после­революционный период: не для создания предпосылок перехода к безде­нежным отношениям, а для централизации управления экономикой ко­мандно-адми­нистративными методами. Новый вариант "единого банка" потребовал прежде всего ко­ренной перестройки сложившейся в период нэпа системы специальных банков. Она была проведена в период с 1927 по 1932 г. (20, с.118). Начало было положено постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. "О принципах построения кредитной системы", кото­рым предусматривалось ограничение круга деятельности специальных банков и усиление централизованного руководства ими со стороны Гос­банка СССР.

Был реализован принцип "один клиент - один банк". Это означало, что клиенты, как правило, должны были пользоваться краткосрочным кредитом и сосредоточивать свои свободные средства в одном опреде­ленном банке в соответствии с характером своей организации и хозяйственной деятельности. Краткосрочные операции спецбанков посте­пенно свертывались. Спецбанки становились преимущественно банками долго­срочного кре­дитования. Как это происходило, можно показать на приме­ре Промбанка. Сначала (1926 г.) при нем был создан отдел долгосрочно­го кредитования. Затем (февраль 1928 г.) банк реор­ганизуется в специ­альный Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохо­зяйства (БДК). При этом Электробанк ликвидируется, а его долгосроч­ные операции пере­даются БДК. Одновременно к БДК перешли долго­срочные операции, ранее совершав­шиеся Госбанком. В отношении же долгосрочного кредитования и финансирования предприятий местной" промышленности сохранялся прежний порядок: они продолжали обслу­живаться коммунальными банками.

Значительная часть долгосрочных операций совершалась за счет бюджетных ас­сигнований. На 1 октября 1928 г. их доля в ресурсах БДК составила 60% (4,с.153). Прини­мая во внимание столь высокий уровень бюджет­ных ассигнований в источниках долго­срочного кредита, правительство возложило на БДК осуществление контроля не только за расходованием бюджетных средств, но и за ходом строительства.

Реферат опубликован: 24/05/2007