Банковская система Республики Беларусь

Страница: 38/54

Четвертым фактором обеспе­чения стабильности банковской системы является адекватное и своевременное реагирование на возникающие в банках проблем­ные и кризисные ситуации. Суще­ственный шаг в этом направлении позволяет сделать Закон «Об эконо­мической несостоятельности (бан­кротстве)» от 18.07.2000 № 423-3. Он ус­танавливает основания при­знания должника несостоятель­ным (банкротом) либо объ­явления должником о своей несостоятель­ности (банкротстве). Документ ре­гулирует порядок и условия прове­дения производства по делам о бан­кротстве, осуществления мер по предупреждению несостоятельности и иные отношения, возникаю­щие при не­платежеспособности должника, в целях максимально возможного удовлетворения требо­ваний кредиторов и защиты инте­ресов должника.

Положения Закона «Об эконо­мической несостоятельности (бан­кротстве)» в це­лом соответствуют международным требованиям и стандартам, предъявляемым к про­цедуре признания кредитных орга­низаций экономически несостоя­тельными (банкро­тами).

Пятым и ключевым фактором в повышении надежности банков­ской системы необхо­димо рассма­тривать совершенствование бан­ковского надзора.

Банковский надзор существует в разных формах более 100 лет. На­ибольшего развития он достиг в странах Западной Европы и США. В последние 25 27 лет бан­ков­ский надзор начал интенсивно раз­виваться и в других государствах (58,с.107).

В Беларуси надзорная деятель­ность начала развиваться с 1987 года, то есть с создания еще в Бе­лорусской ССР специализирован­ных банков, а затем первых ком­мерческих банков. В структуре Национального банка Республики Беларусь было соз­дано Управление по работе с коммерческими банка­ми, которое после переименовали в Управление по регулированию деятельности банков. На его базе в 1992 году образо­вано Управление по надзору за деятельностью бан­ков, а в областных главках Нацио­нального банка региональные надзорные подразделения. С 1996 года банковский надзор получил следующее организационное строе­ние департамент, управления, отделы, секторы.

В настоящее время надзорные функции в системе центрального аппарата На­ционального банка выполняет Департамент банков­ского надзора, состоящий из двух управлений и нескольких самосто­ятельных отделов. В областных главках также име­ются подразде­ления, осуществляющие контроль за работой филиалов банков, кото­рые расположены на подведомственной им территории. Общая чис­ленность сотрудников Национального банка, работающих в центральном аппарате и подраз­делениях банков­ского надзора на территории республики, состав­ляет около 110 человек (61,с.8).

Национальный банк Республи­ки Беларусь ставит своей целью обеспечить меж­дународный уро­вень качества работы и надежности белорусских банков. Поэтому и национальные стандарты нашей стра­ны, процедуры банковского надзо­ра должны со­ответствовать требо­ваниям, принятым во всем мире.

Кратко и наиболее концентри­рованно международные требова­ния по организа­ции эффективного банковского надзора сформулиро­ваны в виде Основных Базельских принципов. Часть требований этих принципов в республике уже вы­полняется. Рас­смотрим несколько самых основных.

Еще в начале 90-х годов были приняты национальные законы для банковской деятельности, ко­торые затем были развиты и дета­лизированы в Банковском кодексе Республики Беларусь. Созданы ор­ганы банковского надзора с четко разграниченной ответственностью и задачами для каждого органа. Им предоставлена достаточная опе­ративная самостоятельность. На­лажен информационный обмен и координация между различными контрольными органами, ответст­венными за контроль банковской дея­тельности. Сделаны шаги по по­вышению прозрачности работы банков. Налаживается система об­мена информацией с иностранны­ми надзорными органами и многое другое.

Реферат опубликован: 24/05/2007