Банковская система Республики Беларусь

Страница: 14/54

Первый этап реформы послужил базой для построения в республике банковской системы, соответствующей мировым требованиям.

С 1991 г. осуществляется второй этап реформирования банковской системы - строится двухуровневая банковская система.

В соответствии с законами "О Национальном банке РБ" и "О банках и банков­ской деятельности в РБ" банковская система включает два уровня: Национальный банк и коммерческие банки. Коммерческие банки в республике являются универсаль­ными. Нацбанк выполняет функции, свойственные центральным банкам. Это - разра­ботка и про­ведение денежно-кредитной политики, денежно-кредитное и валютное ре­гулирование, эмиссия денег, выполнение функций финансового агента и др. (26, с . 4)

Коммерческие банки выполняют такие классические функции, как кредитова­ние, расчеты, аккумуляция денежных средств.

Получают развитие и новые виды услуг: трастовые операции, операции с цен­ными бумагами и др.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Нацбанк является цен­тральным банком органы.

Исполнительным коллегиальным органом Нацбанка является Совет директоров во главе с председателем правления Нацбанка, кото­рый избирается сроком на б лет.,

Нацбанк имеет право издавать нормативные акты, предписа­ния, обязательные для исполнения всеми субъектами хозяйствования и коммерческими банками после их регистрации в Минюсте.

Перед Нацбанком стоят следующие ответственные задачи: ре­гулирование де­нежного обращения с целью обеспечения устойчивости национальной валюты, коор­динация денежно-кредитной сферы; ока­зание помощи кредитным учреждениям в их развитии.

Нацбанк не несет ответственности по обязательствам Прави­тельства РБ, также как и Правительство не отвечает по обязательствам Нацбанка. Нацбанк является юри­дическим лицом. Он имеет уставный, резервный, инвестиционный и другие фонды- Их размеры и порядок образования регулируются Уставом банка.

Большинство экономистов рассматривают кредитную политику как неотъемле­мую часть любой экономической политики. В пользу этого можно привести несколько конкретных доводов.

1. Быстрота и гибкость. Но сравнению с фискальной кредитно-денежная поли­тика может быстро меняться.

2. По своей природе кредитно-денежная полити­ка мягче и консервативнее в по­литическом отношении, чем фискальная. Изменение государственных расходов непо­средственно влияет на пере­распределение ресурсов. В то же время кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше, а потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

3. Монетаризм, представители которого аргументировано доказы­вают, что из­менение денежного предложения и количества денег в обра­щении - ключевой фактор определения уровня экономической активнос­ти и фискальная политика относительно неэффективна.

Однако следует признать, что кредитно-денежная политика имеет определен­ные недостатки и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.

Как известно, коммерческие балки являются учреждениями, ко­торые но могут функционировать изолированно от экономической среды. Это вытекает из их предна­значения как финансовых посред­ников, соединяющих косвенным образом заемщиков и кредиторов. Поэтому неудивительно, что неудовлетворительное состояние про­из­водства, нарушение хозяйственных связей, падение уровня жиз­ни являются одним из факторов, определяющих состояние банков­ской системы Республики Беларусь.

Государство, в первую очередь заинтересованное в поддержании безупречной репутации банков, устанавливает им определенные ог­раничения, нормативы, как обя­зательные для исполнения, так и ре­комендательные, которые регулируют- деятель­ность банков с целью обеспечения их надежности, ликвидности, платежеспособности.

Реферат опубликован: 24/05/2007