Введение в профессию

Страница: 6/22

Однако некоторые специалисты обращают внимание на есте­ственные ограничения в проявлении искренности и открытости со стороны консультанта,. Речь идет о том, насколько психологу следует

раскрываться перед клиентом, делиться собственными чувствами, соображениями по поводу консультирования. Откровенность кон­сультанта в отношениях с клиентом имеет предел: консультант не обсуждает и не решает собственных проблем с клиентом.

Эмпатию определяют как идентификацию с другим лицом, при которой становится возможным взаимопонимание разных людей. Проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его соб­ственные переживания. Подразумевается способность “вжиться” в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире, не разделяя содержание этого мира на правильное и непра­вильное, хорошее и плохое. Безоценочная установка консультанта позволяет клиентам в большей мере принимать себя. Когда кон­сультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чув­ства — злобу, страх, враждебность, тревогу, радость, клиент име­ет возможность лучше услышать и понять себя.

Войдя в мир другого человека, консультанту важно оставаться автономным от клиента, т.е. сохранить самость. К. Роджерс писал: “Если я действительно открыт тому, как понимает жизнь другой человек, и принимаю его мир в свой, то рискую начать смотреть на жизнь его глазами и вследствие утраты самости сопротивляться изменению вместе с ним. Другая крайность состоит в полном со­хранении собственного взгляда на мир, скрупулезном анализе и излишней оценке, и тогда понимание другого человека становит­ся недоступно” [Роджерс, 1994].

Поэтому сопереживание консультанта клиенту никогда не дол­жно быть тотальным, а только частичным и временным.

Эмпатия означает способность консультанта не только со­переживать, но и понимать клиента. В этом смысле она представляет собой целостный аффективно-когнитивный комплекс. Третьим аспектом эмпатии в консультировании является, как отмечает К. Роджерс, передача ее клиенту. Важно не только понимать и со­переживать клиенту, но и показать это ему, что осуществляется самыми разными способами — молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией, точной метафорой, рас­сказывая какую-нибудь историю и т.п. Однако эмпатия, которую консультант может выражать различными способами, не сводится к сумме отдельных техник, умелому общению, навыкам, выраба­тываемым с помощью определенных тренировок. Уникальная спо­собность консультанта к эмпатии состоит в своеобразном видении клиента — умении вникнуть в его невербальное поведение и чув­ства, в сказанное об этих чувствах и на основании интуиции по­нять, что клиент говорит откровенно и о чем умалчивает и т.д.

Безусловное уважение клиента — безусловное и безоценочное принятие клиента как целостной личности. “Безусловное позитив­ное отношение” — это терпимость ко всем аспектам субъективно­го мира клиента, словно ты сам являешься его частью. Позитивное отношение не выдвигает условий типа “ты мне понравишься, если будешь таким-то”, исключается также установка на хорошие и пло­хие качества. Необходимо вобрать все социальные чувства клиента: не только положительные — зрелые, но и негативные — отталки­вающие и пугающие, защитные и ненормальные. Следует смириться с противоречивостью клиента. В подобном отказе терапевта от соб­ственнических установок и попыток удовлетворения своих запро­сов и проявляется забота о клиенте. О клиенте нужно заботиться как о самостоятельной личности, позволяя ему жить своей жиз­нью. [Роджерс, 2000].

Реферат опубликован: 5/06/2007