Введение в профессию

Страница: 18/22

Под коррекционно-развивающей понимается деятельность психоло-

га по устранению отклонений психическом и личностном развитии ребенка и работа по развитию его способностей.

Психокоррекционная деятельность тесно связана с диагнос ко-коррекционным и диагностико-развивающим воздействием. Пр тический психолог не только ставит диагноз, на основе которого разрабатывает коррекционную программу развития, но и сам

осуществляет значительную часть коррекционной работы. Диагностико-коррекционное воздействие проводится по результатам обследования и предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях и как они соотносятся с возрастными особенностями испытуемых.

Диагностико-коррекционная деятельность в школе достаточно сложна и многопланова, ее выполнение включает последовательный ряд действий [Дубровина и др., 1997]:

- изучение практического запроса;

и формулировку психологической проблемы;

- выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;

- выбор методов исследования;

- использование метода;

- формулировку психологического диагноза;

- разработку рекомендаций, программы психокоррекцион-

ной или развивающей работы; - осуществление этой программы; - контроль за ее выполнением.

Разумеется, в реальной жизни психолог вряд ли будет посто­янно фиксировать последовательность выполнения каждого эта­па, но ориентация на их последовательность необходима всегда. Рекомендации должны быть конкретными и понятными тем, кому они предназначены. Психолог несет полную ответственность за реализацию рекомендаций и конечный результат.

Содержание психологического заключения зависит не только от удачно подобранных и валидных психодиагностических мето­дов, но и от успешного индивидуально-личностного взаимодей­ствия психолога и ребенка, которое требует от психолога терпе­ния, находчивости, умения контролировать свое поведение, спо­собность вызвать к себе положительное отношение, чувство симпатии и доверия. Психолог должен развивать в себе особое со­стояние эмпатического сопереживания с установками, чувства­ми, опытом и поведением другого человека. Этим определяются и успешность деятельности практического психолога, продуктивные результаты взаимодействия психолога и его клиентов, в каких бы областях практической деятельности оно не осуществлялось.

Основными задачами коррекционного воздействия на психи­ческое развитие ребенка являются, во-первых, коррекция откло­нений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллекту­ального потенциала ребенка и, во-вторых, профилактика нежела­тельных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.

Специфика проблемы и индивидуальные особенности клиента опре-­ деляют применение того или ино­го вида психокоррекционного воздействия. В зависимости от на­правленности коррекции Д. Б. Эльконин предлагал различать две формы коррекции: симптоматическую и каузальную.

Симптоматическая коррекция предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в раз-

витии. Ограниченность этого вида коррекции обусловлена тем, что одни и те же симптомы могут иметь различную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

Каузальная коррекция направлена на источники и причины от­клонений. Данный вид коррекции более длителен по времени и имеет безусловный приоритет перед симптоматической коррекци­ей. При ее проведении исходят из психологической структуры на­рушений и анализа их генеза [Эльконин, 1980].

Реферат опубликован: 5/06/2007