Введение в профессию

Страница: 20/22

Принцип “нормативности” требует учета основных закономер­ностей психического развития, последовательности сменяющих друг друга возрастных стадий. Психологические особенности возраст­ных этапов определяются, согласно теории Л. С. Выготского, сле­дующими критериями:

1) социальной ситуацией развития, системой отношений, в которую ребенок вступает в обществе, тем, как он ориентируется в общественной жизни;

2) основным, или ведущим, типом деятельности ребенка в этот период;

3) основными новообразованиями развития. Исходя из принципа “нормативности”, принимается некото­рая “возрастная норма”. При определении стратегии коррекцион­ной работы, выбора ее целей необходимо исходить из сопоставле­ния идеального “эталонного” нормативного развития и особенно­стей развития конкретного индивида. Задавая эталон развития на том или ином возрастном этапе, принцип нормативности дает прообраз будущего развития ребенка. Ближайшие перспективы раз­вития определяются актуальной ситуацией, имеющей решающее значение для формирования будущей личности. Таким образом, при составлении коррекционных программ очень важно исходить из понимания уникальности каждого возрастного этапа и исполь­зовать все потенциальные возможности и ресурсы, заложенные в каждом возрасте.

Ориентируясь на нормативную идеальную модель развития,, необходимо учитывать индивидуально-психологические особенно­сти ребенка. В связи с этим при определении необходимости и , цели проведения коррекции задача психолога состоит в том, что­бы исходя из результатов проведенного психологического обследования ребенка тщательно обосновать “оптимум” достижений ребенка в пределах возрастной нормы [Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990].

Принцип системности требует прежде всего учета сложного си­стемного характера психического развития в онтогенезе, гетеро-хронности, разновременности созревания различных психических функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. “Каждая из психических функций имеет свою хронологическую фор­мулу, свой цикл развития. Наблюдаются сензитивные периоды ее более быстрого, скачкообразного развития и периоды относитель-

ной замедленности формирования” [Лебединский, 1985]. Реализа­ция этого принципа в коррекционной работе обеспечивает направ­ленность на устранение причин и источников отклонения в психи­ческом развитии. Успех такого пути коррекции базируется на резуль­татах диагностического обследования, итогом которого становится представление о системе причинно-следственных связей.

Принцип системности основывается также на идее о систем­ном строении дефекта, сформулированной Л. С. Выготским (1960), который различал в нарушенном развитии две группы симптомов: первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из био­логического характера болезни (например, нарушение слуха и зре­ния при поражении органов чувств), и вторичные — нарушения, возникающие опосредованно в процессе аномального социально­го развития. Вторично недоразвиваются те функции, которые не­посредственно связаны с поврежденной, — так называемое спе­цифическое недоразвитие (например, недоразвитие речи у детей с нарушениями слуха). Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде (например, в дошкольном возрасте наибо­лее уязвимыми являются тонкая моторика и речь, именно они страдают при воздействии в данном возрасте самых различных вред­ностей: инфекционных заболеваний, хронических заболеваний, психических травм). Важнейшим фактором возникновения вторич­ных нарушений является социальная депривация.

Реферат опубликован: 5/06/2007