Пространство и время в современной научной картине мира

Страница: 44/49

Социальная индивидуальность человека не вырастает, без­условно, на пустом месте или только на основе биологическихт педпосылок. Человек формируется в конкретном историче­ском времени и социальном пространстве, в процессе практи­ческой деятельности и воспитания. Поэтому личность как со­циальная индивидуальность — всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов, которые сто­ят "за ее спиной". И личность тем более значительнее и тем в большей степени может называться личностью, чем сильнее она аккумулирует социокультурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие.

Личность имеет сложную структуру, потому возможны раз­личные подходы к ее рассмотрению, которые хотя и взаимосвя­заны между собой, имеют и важные отличия. Так, в общей пси­хологии под личностью обычно подразумевается некоторое ин­тегрирующее начало, связывающее воедино различные психи­ческие процессы индивида и сообщающее его поведению необ­ходимую устойчивость. Исходный момент социологических ис­следований личности состоит не в изучении индивидуальных особенностей человека, а в анализе тех социальных функций (ролей), которые он выполняет. Эти роли определяются соци­альной структурой общества, той социальной группой, в кото­рую включен индивид. На данной основе строится ролевая концепция личности.

Проблема личности в науке — это вопрос о том, в чем за­ключается сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индиви­дуальное выражение и субъект общественных отношений, дея­тельности и общения людей. Качество общественных отношений и общения оказывает огромное влияние на формирование ис­торического типа личности, ее конкретное состояние и свойства. То же самое можно сказать и о влиянии деятельности на лич­ность. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выпол­нение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности человек выступает и самоутверждается как лич­ность, иначе он остается "вещью в себе". Сам человек может думать о себе, что угодно, строить любые иллюзии, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле. Не случайно, конечно, знаменитый Конфуций не только "слушал слова людей", но и "смотрел на их действия", а не менее известный Аристотель писал, что победные венки полу­чают лишь те, "кто участвует в состязаниях".

Другими словами, социально-деятельностная характеристика человека лежит в основе его социализации, в процессе которой и происходит формирование личности. Социализация — это про­цесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятель­ность адекватным для данного общества способом. Она происхо­дит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществ­ляется прежде всего через его включенность в определенные обще­ственные отношения, формы общения и виды деятельности.

При этом социализация осуществляется к а к в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человечества), так и в онтогенезе (становление конкретной личности). Как в пла­не исторического развития человека, так и в онтогенезе лич­ность есть не предпосылка, а результат социализации индиви­да. В связи с этим А.И. Леонтьев писал, что "личностью не ро­дятся, личностью становятся"1. Поскольку социализация носит динамический характер, то личность — это всегда процесс, по­стоянное становление. Личность, застывшая в формировании, в своих устремлениях, — деградирующая личность. Деградация личности происходит и тогда, когда индивид оказывается пол­ностью подчинен чужой воле, или его действия в деталях за­программированы, так что не остается места свободе выбора и поступков.

Реферат опубликован: 15/12/2006