Пространство и время в современной научной картине мира

Страница: 28/49

Таким образом, Дарвин установил движущие силы эволюции органического мира и объяснил естественно-научным путем процесс становления и развития биологических'видов. Его тео­рия дала причинное объяснение развития видов и тем* самим изложила основы научной концепции эволюции. С тех пор ста­ло ясно, что настоящее состояние биологических видов, в том числе и человека, обусловлено их прошлым, а будущее основа­но на настоящем. Дарвин показал, что нет ничего сверхъесте­ственного в происхождении человека.

Однако, разработав теорию естественного происхождения человека, он не включил в нее влияние социального фактора на его развитие. Кроме того, в теории Дарвина отсутствует качест­венное отличие ума человека от животного. Это во многом объясняется тем, что он не затрагивает роли трудя в процессе антропогенеза.

Внимание на это было обращено в трудовой теории антро­погенеза, защитником который был, в частности, Ф. Энгельс. Представителя данной теория считали, что'труд не отменяет действия биологических законов, но преобразовывает характер действия естественного отбора. Труд в процессе становления развивает в нем способность преобразовывать природу по сво­им меркам, а также способствует формированию самого чело­века. Сторонники данной теории именно с трудовой деятель­ностью связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, со­трудничества людей Я сплочения их в социальные коллективы.

Нет сомнения, что возникновение труда и его развитие дей­ствительно оказали огромное влияние на антропосоциогенез. Причем важным моментом является то, что любой труд связан с изготовлением орудий труда, в которых закрепляются 'соци­альный опыт человека, его навыки, умения, способ мышления. Кроме того, орудия труда являются и основным способом пе­редачи социального опыта, т.е. лежат в основе новой, социаль­ной формы наследования, которую Дарвин не рассматривает.

Следовательно, становление человека и общества — процесс взаимосвязанный, процесс антропосопиогенеза, и главная роль в нем принадлежит трудовой деятельности. Хотя, как пишет, на­пример, М.И. Урысон, "сама трудовая деятельность возникла в результате жесткого естественного отбора".

•Новый аспект критики дарвиновской концепций возник на волне первых успехов генетики, зародившейся на рубеже XX в.

Появилась мутационная теория эволюции нидерландского уче­ного Хуго де Фриза, согласно которой новые вицы возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в ген­ном наследственном аппарате (геноме). И это явление никак не связано с естественным отбором, о котором писал Дарвин, критика дарвинизма с различных точек зрения была широ­ко распространена в биологии до конца 20-х гг., когда произо­шел синтез классического дарвинизма с новейшими достиже­ниями генетики, который получил название синтетической тео­рии эволюции. Большую роль при этом сыграла популяциониая генетика, основанная отечественными биологами С.С. Четвери­ковым и Н.В. Тимофеевым-Ресовским. Она изучает элементар­ные эволюционные процессы не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений.

Синтетическая теория эволюции (или обновленный дарви­низм) приобрела широкое распространение среди биологов ми­ра уже в 40-х гг., а в нашей стране — только в 70-х гг. из-за деятельности небезызвестного Т.Д. Лысенко.В Западных странах сопротивление дарвинизму (и эволю­ционизму вообще) оказывали общественные круги, близкие к церкви. И по сей день там довольно широко распространен креационизм (точка зрения, согласно которой человек является венцом божественного творения), даже несмотря на то, что в 1950 г. папа Пий XII в специальной энциклике (послании к ка­толикам) "Происхождение человека" согласился с правомочно­стью эволюционного взгляда на возникновение человеческого те­ла, хотя и подчеркнул, что душа человека создана Богом.

Реферат опубликован: 15/12/2006