Пространство и время в современной научной картине мира

Страница: 33/49

3.4. Биологическое и социальное в онтогенезе человека

В истории науки в вопросе соотношения биологических

и социальных факторов в индивидуальном развитии чело­века, или в его онтогенезе, встречаются самые различные точки зрения. Так, немецкий биолог Э. Геккель, много сделавший для утверждения учения Дарвина, полагал, что развитие Человека и общества определяется главным образом биологическими фак­торами, а двигателем общественного развития и эволюции че­ловека являются борьба за существование и естественный от­бор. Поэтому возникновение социал-дарвинизма, стоящего как раз-на подобной точке зрения, часто связывают именно с име-немТеккеля.

Выше ухе упоминалось имя двоюродного брата Ч. Дарвина — Ф. Гальтона, который в 1869 г. впервые, сформулировал принципы евгеники. Он предложил изучать влияния, которые могут улучшить наследственные качества (здоровье, умствен­ные способности, одаренность) будущих поколений. При этом прогрессивные ученые ставили перед евгеникой гуманные це­ли. Однако ее идеи нередко использовались для оправдания ра­сизма, как это произошло с фашистской расовой теорией. В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борь­ба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках ме­дицинской генетики.

Гальтон в 1870 г. в книге "Наследственный гений" утвер­ждал превосходство северной (нордической) расы людей (в том числе и умственное), а также белых над неграми. Он полагал, что представители превосходящей расы не должны вступать в брак с представителями отсталой.

В 1918 г. профессора П. Попенто и Р. Джонсон в книге "Прикладная евгеника", которая в ряде стран использовалась в качестве учебника по расизму, утверждали, что расовая непри­язнь определяетсябиологическим механизмом, а негры явля­ются неполноценной расой по сравнению с белыми.

После разгрома фашизма стали появляться работы, доказы­вающие, что смешение рас биологически не только не опасно, но даже благоприятно (например, книга Л. Данна и Т. Добжанского "Наследственность, расы, общество", 1946 г.). Большое значе­ние имели также Заявления ЮНЕСКО в 1950 и 1951 гг., в ко­торых утверждалось равенство всех рас и говорилось о том, что наука не располагает данными о различиях в интеллектуальных способностях разных рас, а межрасовые браки безопасны.

Однако и по сей день появляются работы, в .которых гово­рится о генетических различиях между расами, о более низком 10 негров и т.п., т.е. делается вывод о том, что коэффициент умственных способностей определяется прежде всего наследст­венностью и расовой принадлежностью. В действительности самые серьезные и тщательные исследования показывают, что особенности генотипа проявляются не на расовом, а на индиви­дуальном уровне. У каждого человека генотип уникален. А раз­личия между 10 обусловлены не только наследственностью, но и средой. Когда известный негритянский общественный дея­тель Р. Иннис провел изучение 10 у негров из развитых рай­онов индустриального Севера США и у • белых из отсталого сельскохозяйственного Юга, то обнаружилось, что более высо­кий коэффициент умственных способностей был у негров. 'Имеются и другие подобные исследования, опровергающие различного рода расистские концепции.

В современной литературе существует два различных подхо­да к решению проблемы о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человека. Одни авторы утверждают, что оно целиком обусловлено генами, абсолюти­зируя, таким образом, биологический фактор. Это направление называется панбиологизм. Вторая точка зрения состоит в том, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задат­ками, а главную роль в развитии их способностей играют вос­питание и образование. Данная концепция получила название пансоциологизм.

Реферат опубликован: 15/12/2006