Пространство и время в современной научной картине мира

Страница: 41/49

Однако определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал 3. Фрейд, открывший целое направление в учении о чело-» веке и утвердивший бессознательное как важнейший фактор челове­ческого измерения и существования. Он представлял бессознатель­ное как могущественную силу, которая противостоит сознанию? Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов. Самый Нижний и мощный шаст — "Оно" — на­ходится за пределами сознания. По своёму объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различны биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального" характера, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного — это "Я" чело­века. Верхний пласт человеческого духа — "Сверх-я" — это идеалы и нормы общества, сфера долженствования» и моральная цензура.

По Фрейду, личность, человеческое "Я" вынуждено посто­янно терзаться и разрываться между, образно говоря, Сциллой и Харибдой — неосознанными влечениями и побуждениями "Оно" и нравственно-культурной цензурой "Сверх-Я". В итоге оказывается, что собственное "Я" — сознание человека не является "хозяином в своем собственном доме". Именно сфера "Оно", всецело подчиненная принципу удовольствия и наслажде­ния, оказывает решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Поэтому сам человек — прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сек­суальной энергией (либидо).

Драматизм человеческого существования, по Фрейду, "усили­вается тем, что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, которая нахо­дит свое предельное выражение в "инстинкте смерти", противо­стоящем "инстинкту жизни". Внутренний мир человека оказал­ся, следовательно, еще и ареной борьбы между двумя этими влечениями. В конце концов Эрос и Танатос1 рассматриваются Фрейдом как две наиболее могущественные силы, определяю­щие поведение человека.

Таким образом, фрейдовский человек получился сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечения­ми и социальна обусловленными нормами, сознательным и бес­сознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, — это прежде всего эротиче­ское существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Проблема бессознательного интересовала и швейцарского психолога и культуролога К.Г. Юнга. Однако он выступил про­тив трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское "Оно". В частно­сти, Юнг выделил в нем, помимо "личностного бессознательного" как отражение в психике индивидуального опыта, еще и более глубокий слой — "коллективное бессознательное", которое являет­ся отражением опыта предшествующих поколений.

Содержание коллективного бессознательного составляют, по Юнгу, общечеловеческие первообразы архетипы (напри­мер, образ матери-родины, народного героя, богатыря и т. д):

Совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколоний, который наследуется новыми. Архетипы лежат в ос­нове мифов, сновидений, символики художественного творче­ства. Сущностное ядро личности составляет единство индиви­дуального и коллективного бессознательного, но основное зна­чение имеет все-таки последнее. Человек, таким образом, — это прежде всего существо архетипное.

Реферат опубликован: 15/12/2006