Материалистическое и идеалистическое понимание сущности религии

Страница: 9/11

почувствована и осознана как нечто недопустимое, оскорбляющее,

требующее преодоления. Это связано также и с тем, что к тому

времени начали появляться недостававшие для этого материальные

средства. Но старые религии не сумели этого понять,не пожелали

возглавить процесс социального преобразования, и в этом их

тягчайшая вина. Религия дискредитировала себя своей вековой

беспомощностью. Преобразование общества стало осуществляться

чисто механическими средствами при полном отказе от духовной

стороны того же процесса.

Андреев считает, что "истинная религиозная деятельность есть своего рода общественное служение,а истинное общественное служение - в то же время и религиозная деятельность".

Третье отличие от традиционных религий - динамичность воззрений. Розу Мира автор представляет себе как бездогмати­ческое учение. Если и можно говорить о каких-либо догматах в ее учении, то это догматика глубоко динамичная,многоаспектная, способная к дальнейшему обогащению и развитию, к длительному совершенствованию.

Отсюда вытекает и еще одно,четвертое, отличие Розы Мира - перспектива последовательных, стоящих перед нею духовно - исторических задач, вполне конкретных и принципиально осущест­вимых. Вот ближайшие из них: обьединение Земного Шара в федерацию государств с этической контролирующей инстанцией над нею,распространение материального достатка и высокого культур­ного уровня на все население всех стран, воспитание поколений людей облагороженного образа, объединение церквей, превращение планеты в сад, а государств - в братство.

В осуществлении этих идеалов Андреев важную роль отводит искусству. Опыт последних веков и рост личности привели к тому,

что сознание человека ощущает условность и тесноту любой

догматики. Следовательно,сколь адогматичными ни были бы тезисы

Розы Мира, сколь бы ни были они проникнуты духом религиозной динамики, но весьма многие затруднятся принять даже их. Зато множества и множества откликнутся на ее зов, если он будет обращен не столько к интеллекту, сколько к сердцу, звуча в гениальных творениях слова,музыки, театра, архитектуры. Образы искусства оставляют больше свободы воображению, они предостав­ляют каждому толковать учение так, как это органичнее и понят­нее именно для его индивидуальности.

Андреев подчеркивает, что абсолютная ценность личности заключена в том, что она содержит единородные с Богом способ­ности творчества и любви. Старинные религии усматривали мерило относительной ценности личности в степени выполнения ею предписаний данного религиозно-нравственного кодекса. Религии аскетической окраски наивысшей ступенью полагали святость, понимая под нею иноческое служение либо мученичество за веру. При этом любовь отступала на второй план.

Другие религии,не склонные к аскетизму, такие как ислам и протестанизм, видоизменили этот идеал и, вместе с тем, снизили, сделав его более доступным,более народным,вплоть до исполнения нескольких заповедей по отношению к Богу,государству, ближнему окружению, семье, самому себе. Представление о долженствовании личности и в этих религиях оставалось ущербным и узким.

Подобные задачи, но в упрощенном виде, были поставлены и безрелигиозными учениями. Ими провозглашался сниженный и про­тиворечивый этический идеал, механически сочетавший некоторые прогрессивные черты с такими, которые шли вразрез с этическим минимумом, давно, казалось бы бесспорным. Многие старые дости­жения социального прогресса, как свобода слова, печати или религиозной пропаганды,были отброшены. Поколения,воспитанные в подобной атмосфере, постепенно теряли самую потребность в этих свободах - симптом, говорящий о духовном регрессе общества.

Учение Розы Мира указывает на абсолютную ценность личнос­ти: на ее право на освобождение от гнета бедности, от гнета агрессивных обществ, на благополучие, на все виды свободного творчества, на обнародование этого творчества, на религиозные искания, на красоту. Учение укажет на долженствование личности:

Реферат опубликован: 9/06/2007