Материалистическое и идеалистическое понимание сущности религии

Страница: 6/11

Одним из недостатков традиционной религии, по мнению Рассела, является индивидуализм. По традиции, религиозная жизнь была чем-то вроде диалога между душой и Богом. Подчине­ние воле божьей считалось добродетелью, и последняя была доступна каждому отдельному человеку, независимо от состояния общества. Индивидуализм представлял ценность на определенных этапах истории, но в современном мире мы нуждаемся скорее в социальной, чем в индивидуальной концепции блага.

Именно о необходимости поворота религии от индивидуума к обществу и о социальных задачах религии говорит в своем произ­ведении "Религия в пределах только разума" Кант. К этому выво­ду он приходит через анализ добра и зла в мире и человеке. Каждый человек предрасположен к животности, человечности и личности. И лишь при воздействии на людей произвола они стано­вятся злыми, то есть заложенное в них зло проявляется. Но злой от природы человек может стать добрым через революцию своего образа мышления, которая для нас возможна вследствие наших первоначальных моральных предрасположений. Каждый человек дол­жен совершать в себе эту революцию образа мышления.

Кант говорит, что большинство страстей человека, если не все, возникают из-за того, что мы живем общей жизнью с други­ми, то есть из-за социальных отношений. Поэтому, для торжества доброго принципа над злым, необходимо не только каждому чело­веку стать другим, но и изменить общество в целом. Надо осно­вать "Общество по законам добродетели или царство Божие на земле". Подобно юридическому, в таком обществе возникнет общий этический строй, а люди сознательным образом объединятся в на­род Божий.

Сожалея о том, что идеал такого общества для людей никог­да не достижим, Кант все же призывает не быть бездеятельными и стремиться приблизиться к нему. Изменение общества автор книги не мыслит без изменения церкви. Существующую церковь он назы­вает "видимой церковью", основанной на церковной вере, на отк­ровении. Такая церковь никогда не сможет заменить "невидимую церковь", "чистую веру религии". Приблизить первую к последней можно, придавая церкви все больше искренности, всеобщности, свободы и постоянства.

В процессе изменения общества религиозная этика должна сыграть важную роль. Священный текст необходимо, по мнению Канта, трактовать моралистически. И только таким образом тра­диционная церковная религия сможет приблизиться к своей цели, к вере чистой религии, вызвав тем самым изменения в обществе.

Идеи Канта получили свое дальнейшее развитие в начале 20-го века в среде русской интеллигенции. Представители Рели­гиозно-Философского Общества предлагали перестроить современ­ные формы гражданского быта и человеческого существования на основе обновленного христианства. Идеями богоискательства, бо­гочеловечества, насыщены работы Соловьева, Бердяева, Булгако­ва, Мережковского, Минского и других.

И наконец, в середине нашего века была написана Даниилом Андреевым - последователем Владимира Соловьева - книга "Роза Мира". Этот философский трактат был создан автором в полити­ческом изоляторе, в тюрьме и является, по мнению критиков, од­ной из самых необычных книг ХХ века. Д.Андреев пытается пока­зать в "Розе Мира" пути предотвращения двух самых страшных зол в современном мире - мировых войн и всемирной тирании, пути изменения общества во всечеловеческом братство.

Он говорит, что в мире существует инстанция, много лет претендующая на то, чтобы стать единственной, неуклонной объ­единительницей людей, предотвращающей от них опасность войны всех против всех, опасность падения в хаос. Такая инстанция - государство. Со времен окончания родового строя, на всех исто­рических этапах, государство являлось существенной необходи­мостью. Государство цементирует общество на принципе насилия, а уровень нравственного развития, необходимый для того, чтобы цементировать общество на каком-либо ином принципе, еще не достигнут. Но все же, заметно наличие в человечестве этических начал более высокого типа, способных не только поддерживать, но и совершенствовать социальную гармонию; и что еще важнее, намечаются пути ускоренного развития этих начал.

Реферат опубликован: 9/06/2007