Материалистическое и идеалистическое понимание сущности религии

Страница: 5/11

Существует множество путей, при помощи которых церковь, настаивая на том, что ей угодно назвать нравственностью, и в наше время причиняет религиозным людям незаслуженные и ненуж­ные страдания. Церковь в большинстве своих представителей, все еще продолжает оставаться противником прогресса и улучшения во всем, что ведет к уменьшению страдания в мире, ибо ей угодно приклеивать ярлык нравственности к определенному узкому ко­дексу правил поведения, которые не имеют никакого отношения к человеческому счастью. Цель этой нравственности - сделать лю­дей пригодными для неба, а не сделать их счастливыми.

Анализируя сущность религии, Рассел как и предшествующие авторы, находит в ней психологические корни. Он говорит о том, что религия строится не на убеждениях, а на чувстве. Чувство, вступая в область веры, порождает суждения о добром и злом.

Рассел считает, что суть религии - в свободе от ограниче­ний, в стремлении к цельной жизни, освобождающей людей из тюрьмы суетных желаний и мелких мыслей. Но освобождение при­носит только та религия, которая обходится без догматических оков. Ибо догмы, противоречащие человеческому естеству, прев­ращаются в кандалы.

Главная мысль произведения Рассела в том, что необходимо сохранить религию, не зависящую от догм. В частности, в христианстве ему хотелось бы сохранить основные нравственные постулаты: поклонение, смирение и любовь.

Поклонение развивалось и изменялось по мере изменения и развития человека. В неразвитых религиях оно могло быть вызва­но одним лишь страхом - поклонялись всему, что обладало могу­ществом. Этот элемент присутствовал и в поклонении Богу. Но затем страх все более и более вытеснялся любовью, и во всяком развитом культе он уже полностью отсутствует. Как только страх преодолевается, приходит радость созерцания. Но поклонение - это не только радость: рядом с ним должно быть благоговение и ощущение тайны.

Когда в мире много зла и несвершенного добра, никакая правдивая религия не даст душе желаемого покоя, не освободит человека от необходимости действовать. Но она может все же дать смирение перед злом, устранить которое не в нашей власти. Христианство верит, что существующее зло, поскольку оно нахо­дится в согласии с волей Божьей, на самом деле не может быть злом. Это воззрение, по мнению Рассела, требует изменения на­ших критериев добра и зла, ведь значительная часть существую­щего, на любой непредубежденный взгляд, является злом. Более того, доведенная до логического конца, такая вера не оставляет действие без мотива, ибо предлагаемое ею основание для смире­ния, а именно: "Что ни происходит, все к лучшему" - делает на­ше стремление к лучшему излишним.

Что касается любви, то ее Рассел разделяет на два вида: избирательную, земную любовь к тому, что приносит радость, что прекрасно или хорошо; и беспристрастную, небесную любовь, из­ливающуюся на все без различия, на самое хорошее и самое пло­хое, самое великое и самое ничтожное. У такой любви нет нет противоположной ей ненависти. Для божественной любви разделе­ние мира на добро и зло, хотя и остается правильным, види­мо, лишено глубины - оно кажется конечным и ограниченным, ведь любовь беспредельна.

Для христианства любовь к богу и любовь к человеку - две великие заповеди. Любовь к Богу созерцательна и полна почита­ния, любовь к человеку деятельна и полна служения.

Рассел, хотя и дает в книге практический анализ личности Христа и доказательств существования Бога с точки зрения като­лической церкви, не стремится полностью отказаться от религии. Он лишь ратует за изменение религии, за отказ от религиозных догм.

Религия черпает силы в чувстве одиночества человека во Вселенной - чувстве, которое она способна внушить. Вначале одиночество достигалось тем, что вселенную подчиняли нашему собственному понятию блага; единение с Богом было легким де­лом, потому что Бог был любовью. Но крушение традиционной ре­лигии заставило усомниться, можем ли мы довериться этому способу единения. Необходимо найти такое единение, когда мы ничего не просим у мира и опираемся только на себя. Оно воз­можно в беспристрастном поклонении и всеобщей любви, которые игнорируют различие добра и зла и даны всем в равной мере. Чтобы освободить религию от догм, надо воздержаться от требо­ваний соответствия мира нашим стандартам.

Реферат опубликован: 9/06/2007