Материалистическое и идеалистическое понимание сущности религии

Страница: 10/11

на последовательное расширение сферы того, что охватывается ее

любовью, на возрастание, умножение и просветление того, что

создается ее творчеством.

Претендовать на абсолютную истинность своего учения Роза Мира, как и любая другая религия, не может, ибо всеведением не обладает ни один человеческий коллектив, ни одна личность. Но столь же беспочвенно и нелепо, по мнению Андреева,утверждение, будто бы все учения, или какое-либо учение ложно. Совершенно ложных учений нет и быть не может. Если бы появилось мнение, лишенное даже крупицы истины, оно не могло бы стать учением, то есть переданной кому-то суммой представлений. Однако, имеется известное соотношение отдельных истинных и ложных тезисов,при котором сумма ложных начинает обесценивать крупицы истины, в данном учении заключенные. Далее следуют учения, в которых ложные утверждения не только обесценивают элемент истинного, но переводят всю систему в категорию отрицательных духовных величин. Подобные учения принято именовать учениями "левой руки".

Религии, к разряду учений "левой руки" не относящиеся, различаются между собой, как говорит Андреев, не в силу истин­ности одной из них и ложности другой, а по двум совершенно другим координатам. Во-первых,в силу различных ступеней своего восхождения к абсолютной истине, то есть сообразно убыванию в них субъективного,эпохального элемента. Это стадиальное разли­чие можно условно назвать различием по вертикали. Во-вторых, они различаются из-за того , что отражают различные ряды объектов познания. Это различия по горизонтали.

В развитии науки мы наблюдаем непрерывный процесс накопле­ния относительных частных истин и их совершенствование , уточнение. На очередной стадии отвергаются обычно не ряды накопленных ранее фактов, а лишь их устаревшее толкование. Но в истории религий господствуют, к сожалению, иные обычаи. Привнесение в религию научной методики было бы,конечно, грубой ошибкой, столь же незаконной,как перенесение методов искусства на область науки. Но перенять доброе обыкновение ученых - не отвергать, а переосмысливать ряды накопленных ранее относи­тельных истин - давно пора.

В своей книге Даниил Андреев высказывает совершенно новое отношение к природе, к истории, к судьбам человеческих культур, к их задачам,к творчеству, к построению мира и многому другому. "Роза Мира" дает ключи к загадкам, перед которыми в растерян­ности останавливались мыслители прошлого.

Выделяя в исторической деятельности культурную доминанту, Андреев заставляет нас по-новому взглянуть на предмет собст­венно истории. Вследствие ряда подмен , предметом истории постепенно становится летопись человеческих злодеяний: войн, восстаний, заговоров, свержений, переворотов, убийств, револю­ций, то есть процессов, в которых наиболее ярко выражена разрушительная гибельная тенденция в характере человечества. История утратила интерес к творческим, сознательным процессам и совсем перестала быть историей исканий человеческого духа, историей завоеваний в областях культуры и духовности, историей восхождений от инстинктивного эгоистического начала в человеке к духовному альтруистическому. В лучшем случае она стала исто­рией ошибок человека в отыскании путей гармоничного развития.

Книга Д. Андреева пронизана надеждой на светлое будущее, на то,что наши внуки и правнуки будут свидетелями прихода Розы Мира к власти надо всей землей. Он пишет: " .Вспомним всадников Апокалипсиса. Лишь последовательность всадников в истории не та, что предсказал провидец на острове Патмосе:

первым промчался Черный - эра господства иерократии на феодаль­ной основе. Теперь завершает свой путь всадник второй, Красный: каждый поймет, что таится за этим символом. Ждем и уповаем на всадника Белого - Розу Мира, золотой век человечества!"

Реферат опубликован: 9/06/2007