Курс лекций по истории экономических учений

Страница: 11/23

Анн Робер Жак Тюрго (1727 - 1781). В своих произведениях “Размышления о создании и распределении богатств”, Ценности и деньги”, “Письмо аббату де Сисе о бумажных деньгах”, которые базировались на физиократических взглядах, так же на принципах рыночных кономических отношениях и прежде всего в свободной конкуренции и свободной торговли. Он показал свою приверженность основам физиократического учения и принципам экономического либарализма. Тюрго с пониманием сути проблемы аргументирует положение о неудобстве бумажных денег, когда их кол-во не соответствует кол-ву производимых товаров и услуг.

Турго выразил свое негативное отношение к протекционистской политики в экономики. По его убеждению, общая свобода покупки и продажи, является единственным средством обеспечить продавцу цену, способную поощрить производство, покупателю - наилучший товар по наимньшей цене. Подобно физиократам, Тюрго утверждал, что земледелец, является первой движущей силой в ходе работ, что это он производит на своей земле заработок всех ремесленников. По его мнению труд земледельца, единственный источник всякого богатства. Одновременно, кретикуя меркантилистов, к богатству нации Тюрго относит земли и получаемый с них чистый доход, так как хотя деньги и составляют непосредственный предмет сбережений и являются главным материалом капитала при образовании их, но деньги как таковые составляют почти незаметную часть совокупной суммы капиталов, а роскошь ведет к их уничтожению. Зарплату относил к числу элиментов, лежащих в основе выдвинутого им понятия “об общем экономическом равновесии”, которое устанавливается между ценностью всех произведений земли, потреблением различного рода товаров, различными видами изделий числом занятых людей, ценой их зарплаты. Тюрго выделяет в обществе три класса: производительный - люди в с/х, безплодный - в промышленности и в другом, собственники земли.

Первые два класса он называет работающими или занятыми, которые распадаются на предпринимателей (капиталистов), дающих авансы, промтых рабочих получающих зарплату. Деньги рассматриваются Тюрго в качестве одного из товаров в товарном мире. Деньги изменяются в цене не только по сравнению со всеми другими товарами, но и по отношению друг к другу. Серьезное внимание Тюрго уделил происхождение ссудного процента: в течении времени займа взаимодавец теряет доход, который мог бы получить, так как рискует своим капиталом. Заемщик может использовать деньги для выгодных приобретений.

А текущем проценте: он служит на рынке термометром, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов, уточняя, что низкий денежный процент - в последствии, показатель избытка капиталов.

В связи с изучением механизма формирования цен на рынке Тюрго выделяет основные и текущие. Текущие устанавливаются соотношением спроса и предложения; основные в примении к товару - то, что данная вещь стоит работнику. Поэтому это тот минимум, ниже которого цена неможет опустится.

Классическая школа в трудах Адама Смита и его последователей.

1. Эконом.учения Адама Смита.

2. Эконом.учения Давида Рекардо.

3. Эконом.учения Ж.Б. Сея, Т.Р. Мальтуса, Дж. С. Миля.

4. Эконом.учения К.Г. Маркса.

1. Адам Смит (1723 - 1790). Как Смит относился к предмету изучения экономической науки. В своей книге “Исследования о природе” и причинах богатства народов (1776) он выделил ее центральную проблему - экономическое развитие общества и повышение повышение его благосостояния, где отмечает: “годичный труд каждого народа представляет собой первоночальный фонд, который доставляет ему все необходимое для существования и удобства жизни, продукты. Позволяет понять, что экономика любой страны, развиваясь, преумножает богатство народа не потому, что этим богатством являются деньги, а потому что его надо видеть в материальных (физических) ресурсах, которые доставляет годичный труд каждого народа”. Отсюда: сущностью и природой богатства по Смиту является исключительно труд.

Реферат опубликован: 22/09/2006