Займы органов власти субъектов РФ и их роль в развитии территории

Страница: 18/35

Рассмотрим Нижегородский областной заем 1994 г. По схеме половина средств займа раз­мещалась на депозитах банков-покупателей облигаций под 0,85 от средневзвешенной ставки ЦБ РФ. Вторая половина средств передавалась Нижегородской траст-компании, размещающей средства в высокодоходные финансо­вые инструменты. Доходы, полученные от финансовых операций, использо­вались для купонных вы­плат дер­жателям облигаций из расчета 0,7 ставки ЦБ РФ для покрытия издер­жек обращения займа и форми­рования “свободных средств” (прибыли). “Свободные средства” на усло­виях срочности, платности и воз­вратности направлялись администрацией области на финансирование реконструкции Нижегородского цирка и произ­водство по обработке алмазов.

g) Промышленные (производственные) инвестиционные займы пока немногочисленны (8 % от об­щего количества выпусков). Это объясняется отсутствием привлекательных и прибыльных инвестици­онных проек­тов и тем, что в условиях высокого уровня инфляции инвестиции в реальный сектор эконо­мики имеет отри­цательную доходность. Эти займы являются довольно крупными - 185 млрд. руб. В об­щем объеме эмиссии на них приходится 23 % /36, с. 47/. Займы этого типа характеризуются как целевые, смешанного покрытия, сред­несрочные, пога­шаемые в денежной или натуральной формах. Основная цель этих займов - инвестиционная поддержка предприятий, инфраструктурных объ­ектов. Но в условиях общей нестабильности финансового и фондового рынка займы такого типа имеют черты арбитражных. Условиями выпуска этих займов преду­с­мотрено создание различных резервных (страховых) фондов, средства которых подлежат размещению в вы­сокодоходные финансовые инстру­менты. Подобные займы выпускали Хабаровский край, Тюменская, Яро­славская, Ря­занская области, Чукотский АО, Республика Северная Осетия.

2.2 Практика выпуска субфедеральных займов различными субъектами РФ

2.2.1 Практика выпуска субфедеральных займов Ярославской областью

Эксперты МВФ полагают, что рассмотренные выше займы отрицательно сказываются на процессе стабили­зации национальной валюты. Поэтому одно из условий предоставления МВФ крупного кредита Рос­сии - отмена налоговых льгот владельцам облигаций субфедерального займа в размере налога на прибыль, причитающегося к уплате в федеральный бюджет. Принятие такого решения будет означать сворачива­ние рынка субфедеральных бумаг, что в условиях бюджетного дефицита всех уровней приведет к отказу от реа­лизации любых социально значимых региональных проектов.

Выход из сложившегося положения видят в использовании принципиально новой концепции проведе­ния займа, как, например, “Социально-экономическое развитие” администрации Ярославской области. Проспект эмиссии займа был зарегистрирован в Минфине РФ в декабре 1994 г. Для работы над проектом были привлечены специалисты из института экономики РАН, финансовые консультанты из Колумбийского, Гарвардского и Кембриджского университетов. Была предложена классическая западная модель муници­пальных займов общего долга, предус­матривающая прямое использование привлеченных средств на финан­сирование социально значимых объектов.

Объем эмиссии - 30 млрд. руб. Четырехкупонные облигации на предъявителя выпускались в на­личной форме номиналом 1 млн. руб. Купонная ставка была привязана к ставке рефинансирования ЦБ РФ и не могла быть менее 72 % от последней. Размещение проводилось тремя траншами: в январе - 5 млрд. руб., в феврале - 10 млрд. руб., в марте - 15 млрд. руб. Первичное размещение облигаций осуществлялось генераль­ным дилером (ярославский филиал финан­сово-инвестиционной компании “Ренова-Инвест”) на аукционе среди юридических лиц по сле­дующей схеме: генеральный дилер действует на основе агентского соглашения за определенный комис­сионный процент и не берет на себя никаких обязательств по приобретению облига­ций за свой счет. Со­гласно правилам аукциона инвесторы подавали конкурентные и неконкурентные заявки. Цены на обли­гации в заявках указывались не ниже номинала. По итогам сбора заявок комиссия по проведе­нию аук­циона определяла минимальную цену и средневзвешенную цену размещения облигаций. Конкурсные за­явки, в которых цена предложения оказалась не ниже минимальной цены, удовлетворялись по указан­ным в них ценах. Неконкурентные заявки - по средне­взвешенной цене.

Реферат опубликован: 16/12/2007