Займы органов власти субъектов РФ и их роль в развитии территории

Страница: 17/35

- объем выпуска каждого отдельно взятого эмитента небольшие, что недостаточно для форми­рова­ния высоколиквидного рынка ценных бумаг;

- вторичные торги проводят только по тем выпускам агрооблигаций, первичное размещение кото­рых полностью завершено (их 16);

- крупными держателями агорооблигаций являются зарубежные финансовые институты, кото­рые приобретали их в целях формирования долгосрочных инвестиционных портфелей, а не ради спеку­ляций на рынке;

- недостаточная информационная открытость данного рынка, связанная с тем, что эмитент, пере­да­вая облигации в собственность Минфину РФ, фактически теряет интерес к их дальнейшей судьбе.

¨создание развернутой и максимально доступной инвесторам системы информационно-анали­тичес­кой поддержки.

d) Условия заимствования еврооблигаций на международных финансовых рынках для эми­тентов бо­лее выгодны, чем на внутреннем рынке: рынок еврооблигаций высокоорганизован и имеет хорошо отлажен­ную инфраструктуру; заемные средства, мобилизуемые таким путем являются более дешевыми ресурсами и могут привлекаться на более длительный срок. Размещать свои ценные бумаги на внешнем рынке субъекты РФ мо­гут только с позволения феде­рального правительства, т. к. оно несет солидарную ответственность по долго­вым обязательствам реги­онов.

Документом, регулирующим выпуск еврооблигаций органами власти, является указ президен­та РФ № 304 от 08.04.97 г. “О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области”. В соответствии с ним:

¨общий объем заимствований любого из субъекта РФ в пределах бюджетного года не должен превы­шать 30 % собственных доходов бюджета;

¨расходы на погашение и обслуживание всех видов долгосрочных обязательств не могут сос­тавлять более 15 % собственных бюджетных доходов;

¨субъекты РФ должны получить рейтинги от не менее чем 2-х ведущих рейтинговых агентств.

После выпуска ОНЭКСИМбанком еврооблигаций 24 января 1997 г. выявили желание выпус­тить евро­облигации администрации г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Нижегородской области. Причем ФКЦБ счита­ет необходимым поддержать регионы при их подготовке и выходе на мировой финансовый рынок. Причем необходимо обеспечить сравнительно низкую степень до­ходности ценных бумаг регионов, сопоставимой с доходностью первого транша российских евробондов (9,25 % годовых), и высокую степень их размещения среди инвесторов, а правительственным органам необходимо не допустить излишней концентрации и пере­насыщения мирового рынка российс­кими ценными бумагами. К настоящему времени Москва и Санкт-Пе­тербург разместили на международном рынке свои еврооб­лигации на сумму 500 и 300 млн. долларов соответ­ственно. В 1997 г. три региона (Москва, Санкт-Пе­тербург, Нижегородская область) удачно разместили свои еврооблигации. В начале 1998 г. правительство Татарстана осуществляло подготовку к выпуску еврообли­гаций. В связи с этим пересматривается снижение границы объема выпуска республиканских краткосрочных облига­ций (РКО) с 1,5 трлн. руб. до 1,3 млрд. руб. (с учетом деноминации). Объем эмиссии еврооблигаций со­ставит 300-500 млн. долларов. Планировалось, что до конца 1998 г. Татарстан получит кредитную оценку от рей­тинговых агентов Moody’s и Standard & Poor’s. Власти уже выбрали генерального менеджера по размеще­нию и подобрали финансового консультанта - Dresdner Kleinword Benson и Price Waterhouse.

e) Особое место среди субфедеральных займов занимают социально-экологи­ческие. Яркий пример их использования - 100-миллиардный займ Ярославской области 1995-1998 гг. Главным его объектом была из­брана окружающая среда - очистка волжской воды и воды озера Неро. Займ проводится достаточно успешно, а залогом его удачи стала мощная система гарантирования по­гашения. Помимо резервного фонда, займ обеспечен областными бюджетами развития 1997 г. на 100 млрд. руб., 1998 г. - на 120 млрд. руб.

f) Арбитражные займы[3] - вторая по численности группа, на их долю приходится 15 % общего коли­чества выпусков, их средний размер - 28 млрд. руб. Их доля в общем объеме эмиссий - 10 % /43, с. 11/. Займы этого вида характеризу­ются как нецелевые, общего покрытия, среднесрочные, погашаемые в денежной форме (розыгрыши при­зов). Арбитражные займы могут различаться по декларируемым целям: финансирова­ние со­циальных программ, промышленно-инвестиционных проектов и т. п. Их жизненный цикл распадается на два этапа. На первом этапе привлеченные в процессе первичного размещения средства направляются в сферу чисто финансовых операций (инвестируются в высокодоходные, высоколиквидные инструменты - ГКО-ОФЗ, банковский депозит) с целью получения прибыли (арбитража). На втором этапе полученная прибыль расхо­дуется на обслуживание займа и финансирование программ в соответствии с проводимыми эмитентом целя­ми. Но до них доходит не более 10 % привлеченных средств. Такая статистика говорит о слабой эффектив­ности и бесприбыльности подобных займов.

Реферат опубликован: 16/12/2007