Денежная система России

Страница: 17/26

Как относиться к этому процессу? Думается, что это процесс неблагоприятный. Банки все-таки должны быть специфицированы по клиентуре. Вряд ли является нормальным, когда в одном банке об­служивается Газпром и старушка-пенсионерка, вла­делец базарной палатки и Налоговая инспекция, детский садик и Росконтракт. Банков должно быть много. Большая часть их должна быть бесфили-альной. В современном мире банк становится парт­нером и другом коммерсанта и простого челове­ка. Вот почему к процессу монополизации банков­ской системы мы относимся в высшей степени отрицательно. Пусть Сбербанк занимается насе­лением, и совсем ни к чему ему привлекать пред­приятия. И если этот процесс идет в противопо­ложном направлении, то это происходит не в пос­леднюю очередь благодаря сознательной полити­ке Банка России.

В настоящее время чуть ли не в любом городе России человек может за цену пары килограммов колбасы подключиться к электронной сети ИНТЕРНЕТ и иметь прямые контакты, например с Амери­кой и Австралией. А Центробанк, имея в своем распоряжении почти неограниченные денежные ресурсы, до сих пор не может создать систему электронного прохождения платежей даже между собственными подразделениями. В 1996 г. удель­ный вес электронных платежей не только не воз­рос, а даже уменьшился на 0,9%. Удельный вес телеграфных платежей уменьшился на 13,4%. Зато возрос удельный вес почтовых платежей (с фель­дъегерями'?) на 14,3% (стр.107). Как можно оце­нить эти факты? Как безответственное отношение к своим главным функциям. Ссылки на то, что способ направления платежей определяет клиент и рост почтовых отправлений объясняется значи­тельной стоимостью услуг Минсвязи. вряд ли мож­но принять. Ведь при тех средствах, которые полу­чает в свое распоряжение Центробанк, он давно мог бы уже создать собственные телекоммуника­ционные каналы, вместо того чтобы вкладывать средства в мраморную отделку своих офисов. В табл. 4 приведены средние фактические сроки осу­ществления межбанковских расчетных операций через расчетную сеть Банка России (по рис. 15 отчета).

Таблица 4

Длительность осуществления межбанковских расчетных операций через Банк России

Длительность платежной операции % от общего объема

платежей

1-3 дня 20,1

4-7 дней 72,5

8-11 дней 7,4

Эта таблица показывает всю глубину падения денежной системы России. Даже в тридцатые годы сроки прохождения платежей по стране были го­раздо короче. А сейчас имеем 11 дней прохожде­ния платежей через сеть Банка России, а если прибавим еще задержку в банках отправителя и получателя, то получим все пятнадцать. И это не единичные случаи, а 7% от всего объема переме­щаемых средств, то есть триллионы рублей.

Деятельность Банка России в области коммуни­кации денег осуществляется совершенно неудовлет­ворительно. И не удивительно, что все большее и большее число финансовых субъектов отказывается от использования его коммуникационных услуг.

"Банк России в 1996 г. приступил к разработ­ке концепции — Прим. в.ж.) по реализации системы расчетов в реальном времени" (стр. 105). Не запоздал ли Банк России лет на десять?

Идеология и коммерческие результаты деятельности Банка России

Идеология деятельности Банка России выра­жена в поразительных по цинизму словах отчета (СТР. 124):

"Следует отметить, что осуществление такого рода деятельности противоречит специфике кре­дитных организаций как особого вида коммерчес­ких организаций, целью деятельности которых является получение прибыли" (стр. 124).

Банки, важнейшие институты по управлению и работе с деньгами — наиболее ценным и важным инструментом современного технотронного обще­ства — названы всего лишь коммерческими орга­низациями, целью деятельности которых явля­ется извлечение прибыли.

Хотелось бы тогда знать, что в лицензии на открытие банка пишет Банк России — целью деятельности является извлечение прибыли или, мо­жет быть, все-таки общественно полезная, ответ­ственная и важная работа в области денежного обслуживания?

Реферат опубликован: 12/05/2006