Религии мира

Страница: 9/21

арабская система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках,

хотя она для них и мало приспособлена.

Мусульманская церковь в странах ислама была обычно и крупной экономи ческой силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и это

имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число - вакуф).

Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний),

из пожертвований и пр. Они были очень велики: например, в странах Сред ней Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и

они приносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось

многочисленное духовенство.

Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими ре лигиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массах мусуль манские верования очень часто переплетаются с древними, домусульмански ми. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах, распространен

культ местных святых.

Интересно отметить, что в многовековых столкновениях ислама с христи анством (точно так же, как с маздеизмом и другими религиями) ислам почти

всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья, где

сейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь прежде хрис тианство (Северная Африка, Египет, Сирия , Малая Азия). На Кавказе боль шинство народов до распространения ислама придерживалось христианства,

позже многие из них были исламизированы (черкесы, кабардинцы, аджарцы,

часть осетин и абхазов). На Балканском полуострове в ислам обращены были

некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших прежде

христианами. Обратных случаев массового обращения какого-либо мусуль манского народа в христианство история не знает. Правда, с Пиренейского

полуострова (Испания, Португалия) мусульмане в результате христианской

Реконкисты (XII-XV вв.) были вытеснены, но это произошло в результате

процесса насильственного изгнания исповедующих ислам, а не идейной побе ды одной религии над другой.

Религия Мухаммеда так часто одерживала верх над религией Христа види мо, вследствие большей простоты, доступности, понятности народным мас сам, особенно в восточных странах, где преобладал патриархально-феодаль ный быт.

Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились важ ным переломным моментом в эволюции Ислама.

Существенные изменения претерпела мусульманская судебная система,

сложившаяся в средневековье, и в определенной мере - сама система му сульманского права: происходило постепенное ограничение юрисдикции шари атских судов; к середине XIX века на территории Османской империи были

окончательно разграничены сферы компетенции шариатских и светских судов

(процесс этот начался значительно ранее). Одновременно с этим осущест вляется кодификация норм мусульманского права (свод положений ханафист кого права - Манджалла - был составлен в 1869-1876 годах), в ряде стран

вводятся уголовные кодексы и другие правовые документы, не предусматри ваемые шариатом. Определенные изменения роли Ислама в общественной жизни

(хотя и весьма ограниченные) произошли в связи с реформами Мухаммеда Али

в Египте и политикой танзимата в Османской империи.

Потребности социально-экономического развития ставили мусульманских

богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого

ряда традиционных положений Ислама. Однако этот процесс оказался весьма

болезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в полемике по пово ду допустимости (или греховности) создания в мусульманских странах бан ковской системы. Наиболее ярко выраженную форму она приобрела в Египте,

Реферат опубликован: 15/05/2009