Религии мира

Страница: 3/21

Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками тепе решних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию.

Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Родоплеменная знать обитавшег оздесь племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы разныхарабских племен.

Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины.В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склонятся к оседлому образу

жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столк

новения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не

замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племен

ных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что

евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди ара

бов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и

развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая

общественной потребности. В его проповедях, собственно, не было почти

ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ха

нифов: основное у Мухаммеда строгое требование почитать только единого

Аллаха и быть безусловно покорным его воле.

Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчиво,

даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш.

Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных

богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономичес

кого центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки: это

бегство (хиджра), совершенное в 622 году н. э. , считается мусульманами

за начало особого летоисчисления (мусульманская эра). В земледельческом

оазисе Медине (Ятриб) Мухаммед нашел более благоприятную почву для про

паганды: мединцы соперничали и враждовали с мекканской аристократией и

рады были выступить против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных

племен; он пытался опереться даже и на еврейские общины. Набрав себе

много сторонников, Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские корей

ши вынуждены были принять новую религию. С объединением арабских племен,

которые одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки как на

циональнорелигиозного центра еще более возросло. Корейшитская знать,

вначале враждебная мусульманскому движению, теперь признала за благо

примкнуть к нему и даже возглавила движение.

В момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще совсем

не оформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при всей

хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими богослова

ми.

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что

есть только один бог Аллах; что Мухаммед был его посланникомпророком;

Реферат опубликован: 15/05/2009