Религии мира

Страница: 6/21

воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из

кризиса: завоевание новых земель.

Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности

религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчез ли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в раз ных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах. Несмотря на

обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм

и шиизм, среди всех мусульман существует довольно стойкое представление

о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей верой, об щими традициями, общей начальной историей и общими интересами в совре менном мире.

Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением

шиизма ("шия" по-арабски - партия, секта). Считают, что в шиитском дви жении проявилось недовольство и борьба персов против завоевателей - ара бов, то есть что это была своего рода религиозная оболочка национального

антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой характер ши изм принял не сразу, а лишь впоследствии.

Главная черта шиизма - вера в то, что законными преемниками пророка

Мухаммеда - имамами - могут быть только его сородичи-потомки, а "избран ные" общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну,

составленную при первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм не ос тался единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим

стало течение, признающее одиннадцать законных имамов - потомков Али;

двенадцатый имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и где-то

пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаси тель - махди. Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно

укрепилось в Иране и с начала XVI века (при династии Сефевидов) стало

там официальной государственной религией.

Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и

составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее

основателя в VII веке), распространенная ныне в горных районах Афганис тана, Бадахшана и др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последова тельно воплощается "мировая душа". Эти имамы образуют наследственную ди настию Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду

дань с членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусуль манских религиознофилософских систем Азии и из местных народных верова ний.

От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов - демокра тическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Ара вии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до

XI века.

От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая мис тицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых похо дов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия

секты происходит французское слово "assassin" - убийца).

Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей

халифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази

последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).

В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший

большинство мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его призна ют законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв.

в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать

Реферат опубликован: 15/05/2009