Религии мира

Страница: 5/21

имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам,

свойственные исламу в большой степени. Однако впоследствии и мусульманс кие богословы, и светские ученые по-разному толковали заповедь джихада.

Действительно, в Коране проводится некоторое различие между приверженца ми разных немусульманских религий. К многобожникам, то есть последовате лям племенных и политеистических культов, отношение резко враждебное: "О

вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к

вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах - с богобо язненными!" (9: 124). К людям же, "имеющим писание", то есть иудеям и

христианам, составители Корана высказывают уважение: это и понятно, ведь

на идейной почве именно этих религий, на путях их упрощения выросла иде ология ислама. Однако в Коране есть предписание воевать с теми, "которым

ниспослано писание", - с иудеями и христианами, - если они не веруют в

Аллаха и не подчиняются религии истины (9: 29). На практике в исламе

всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они

рассматривались как неверные (джяур), подлежащие или истреблению, или

покорению. Под знаменем джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз,

вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против

всех иноверцев.

Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым,

воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и

т. п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христи анства, нет.

В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отра зились понятия патриархально-родового уклада. Женщина - подчиненное су щество, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране

признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя

жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права

женщины - право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил по ложение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.

В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же патриар хально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но имущественные

различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установ ленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных призван как

будто смягчать имущественные противоречия, однако частная собственность

защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне законной, рос товщичество же осуждается: "Аллах разрешил торговлю и запретил рост" (2:

276), что, по-видимому, является результатом компромисса между интереса ми торгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавших от

ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.

Окидывая общим взглядом догматику, обрядность, этику раннего ислама,

мы без труда видим, что в основе этой идеологии лежит иудейско-христиан ское мировоззрение, но приспособленное к более примитивному общественно му укладу - к разлагавшемуся родо-племенному быту арабов. Идеология ара бов проще, грубее, понятнее для широкой массы верующих, особенно для ко чевников и земледельцев Азии; предписания его несложны и вполне выполни мы.

Эти-то особенности мусульманства, порожденные самими условиями его

возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в

борьбе, преодолевая сопротивление родоплеменной аристократии, склонной к

сепаратизму (восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам до вольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала

Реферат опубликован: 15/05/2009