Ислам. Деятельгость пророка Мухаммада

Страница: 5/12

Мухаммад превратился из простого проповедника в политического лидера общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавливается его единовластие в Медине. Главной опорой Мухаммада были пришедшие с ним из Мекки мусульмане — мухаджиры и мединские мусульмане — ансары. Мухаммад надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев Йасриба. Однако они отказались признать в Мухаммаде мессию из неиудеев, более того высмеивали пророка Аллаха и даже вступили в контакты с врагами Мухаммада — мекканцами. К ним присоединились и часть других йасрибцев из язычников, иудеев и христиан, первоначально охотно принявших ислам, но затем выступивших против Мухаммада. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем "лицемеров" (мунафикун).

Внутреннее размежевание помогло развитию представления об исламе как об отдельной религии, усилению ее аравийских черт. Мухаммад все отчетливее говорит об особой роли ислама, о себе как о последнем пророке — "печати пророков", иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется как исправление допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день общей молитвы — пятница, объявляется о святости ал-Каабы и первостепенном значении паломничества к ней. Она становится главной святыней ислама, к ней молящиеся начинают обращаться во время молитвы (кибла).

Укрепившись в Медине, посланник Аллаха приступил к созданию своего могучего государства. Главной его целью было объединение всех арабских племен, погрязших в язычестве и бесконечной междоусобной борьбе, в единый народ, преданный Исламу. В начале 624 г. был составлен и принят документ, получивший название "Конституция Медины". В этом документе, который дошел до нас в подлиннике, впервые было определено положение Мухаммада в Медине и принципы, на основе которых осуществилось превращение разноплеменного населения оазиса в единый народ, умму пророка и посланника Божьего. В "Конституции" Мухаммад не назван правителем, он признан пророком - человеком, получающим откровения от Аллаха.

В Медине строятся первая мечеть, дом Мухаммада, устанавливаются основы мусульманского ритуала — правила молитвы, омовения, поста, призыва к молитве, сборов на благочестивые нужды и т.д. В проповедях Мухаммада стали фиксироваться правила жизни общины — принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания.

Начинает особо выделяться положение Мухаммада как посланника Аллаха. В "откровениях" появляются требования особого почтения к Мухаммаду, ему "ниспосылаются" исключения из некоторых запретов, обязательных для других.

Таким образом, в Медине Мухаммад сформировал основные принципы религиозного учения, ритуала и организации общины. Эти принципы были выражены в "откровениях" и частично— в высказываниях, решениях и поступках самого Мухаммада.

Одной из форм сплочения общины и ее расширения с самого начала мединского периода стала борьба с неверующими мекканцами. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 году при Бадре мусульмане, возглавляемые Мухаммадом, победили мекканский отряд, и эта победа была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах — на стороне мусульман. В 625 году мекканцы пошли к Медине и сразились с мусульманским войском около горы Ухуд. В бою Мухаммад был легко ранен в голову, мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В следующем году они снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва.

Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканцами, ее попытки покушения на жизнь Мухаммада и упорный отказ от полного ему подчинения вызывали резкие ответные меры. Последовательно из Медины были изгнаны иудейские племена бану кайнука и бану надир, значительная часть бану курайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее активные противники и соперники Мухаммада. Затем были собраны большие силы для решительной борьбы с Меккой.

Реферат опубликован: 23/09/2008