Возможности формирования гражданского общества в России

Страница: 11/17

Кроме ФРНП после перестройки возникли альтернативные, независимые профсоюзы. Но они охватывают очень ограниченный контингент. Эти организации раздроблены и не могут считаться фактором обновления профсоюзного движения в стране, хоть и являются вестниками его начала.

4. Церковь и религиозные организации.

Религиозные организации всегда составляли часть гражданского общества или его потенциал. В России со второй половины 80-х годов в стране началось как бы “религиозное возрождение”. Заметно увеличилось число прихожан, церковь оказалась в центре внимания государства. Стали реставрироваться и строиться церкви, часто за счет государства. Но эти начинания почти не получили продолжения. Отчасти это связано с инерцией антирелигиозной пропаганды, отчасти с позицией самой Православной Церкви. Многие считают, что церковь не заслуживает доверия из-за предельной лояльности к государственной власти. Однако у церкви, как элемента ГО большой, хоть и не раскрытый потенциал.

5. Неправительственные организации.

НПО являются наиболее характерным признаком ГО, т.к. большинство из них действуют на низовом уровне и воплощают собой то, что можно назвать гражданской инициативой.

В России до середины 80-х все “неформальные организации” были на самом деле формальными и полностью контролировались государством. Перестройка лишила их “питания”, и на настоящий момент большинство из них оказались в глубоком кризисе. Но параллельно в стране стали возникать новые организации. Особенностями возникающих НПО стало то, что, во-первых, возникающие в конце 80-х, начале 90-х организации были сильно политизированы. Во-вторых, многие организации, занятые распределением гуманитарной помощи часто были криминализированы, связаны с мафиозными структурами, и поэтому не являлись настоящими НПО. Нормальных организаций – групп по интересам и т.п. – немного и они, как правило, испытывают финансовые трудности.

Отдельно В. Хорос рассматривает мафиозные структуры, так как они занимают существенную часть общественной жизни. Почти тотальную криминализацию в России Хорос объясняет уникальной исторической ситуацией. Развал огромного государства и социальной системы открыло правящему меньшинству неограниченный доступ к бесхозным ресурсам страны. Оно имело доступ и раньше, но до перестройки ресурсы в основном шли на укрепление самой системы, прежде всего в военном отношении. То, что называется неопределенным термином “мафия” на самом деле является “всем и везде” – от крупного чиновника до рэкетира.

Как пишет Хорос: “Перед нами уже не мафия, а целый срез общества, вовлекший в себя до 10-15% населения, в достаточной степени кристаллизовавшийся, защищенный всевозможными силовыми структурами, разрекламированный в средствах массовой информации, прославленный актерами, с некоторой идеологией (“реализуй свою личность, зарабатывай, сколько сможешь”) … Резко отделенное от остального общества привилегированное меньшинство есть по сути “антигражданское общество”, которое уступит только силе. И рано или поздно остальные должны будут решать, – оставаться ли им в подчинении у пионеров отечественного “дикого капитализма” или попытаться создать цивилизованную рыночную экономику, действительно демократический порядок и нормальное гражданское общество”.[32]

В заключительной части своей статьи Хорос пытается ответить на вопросы, каковы же возможности построения в России ГО.

Хорос соглашается с мнением, что российская цивилизация “как минимум не несет в себе запретительных условий для развития гражданского общества”,[33] но отмечает несколько существенных особенностей общественно-политического развития нашей страны. Прежде всего, в России очень сильно государственное начало: оно являлось главным “демиургом” общественных процессов уже с 15-16 веков. Именно государство стало создавать или “запрещать” те или иные ячейки ГО, и оно же тормозило их деятельность, что затрудняло в психологии русского человека закрепление привычки к самостоятельному поведению. Во времена советской власти этот пресс государства очень усилился. Он привел к разрушению многих традиционных культурных ценностей и институтов (общинность, религиозные установки и т.д.) и к атомизации общества. Как пишет Хорос: “Атомизация – худшая разновидность индивидуализации, отчуждения людей друг от друга – создает неблагоприятную среду для гражданского общества”.[34]

Реферат опубликован: 20/01/2007