Страхования водных транспортных средств

Страница: 9/16

В качестве обеспечения платежей по общей аварии может вноситься денежный депозит.

По договоренности сторон банковская гарантия может заме­нить денежный депозит. В некоторых случаях может потребо­ваться и контр гарантия более солидного банка.

Аварийными комиссарами (сюрвейерами) составляется доку­мент, который содержит описание причин и размера убытка при любом страховом случае, а также другие данные, позволяющие судить о наличии ответственности страховщика — аварийный сертификат.

Согласно международному законодательству после выплаты страхового возмещения к страховщику переходит (в пределах выплаченных сумм) право предъявления регрессного требования к виновной стороне — право на регресс. В этом слу­чае страхователь должен своевременно обеспечить страховщику получение такого права, передав ему свои полномочия.

Морской протест. В случае какого-либо происшествия во время рейса, связанного со стихийными силами, капитан судна для снятия с себя ответственности за возможные повреждения в грузе или на судне в первом же порту прибытия заявляет компе­тентному государственному органу морской протест с изложени­ем важнейших обстоятельств морского происшествия и мер, принятых командованием судна для предотвращения возможных неблагоприятных последствий такого происшествия. Таким об­разом, в этом заявлении капитан доказывает, что экипажем принимались все меры для благополучного завершения рейса и сохранности груза, а если это не удалось, то виной этому сти­хийные силы природы и капитан протестует против всех претензий, которые могут быть предъявлены к нему или к судовла­дельцу.

Капитан или вахтенный помощник в хронологическом по­рядке заносит все факты и обстоятельства, относящиеся к рег­ламенту на судне (о самом судне, грузе, экипаже и пр.), в судо­вой журнал. По машинному отделению ведется отдельный жур­нал, где регистрируются работы машин, полученные и испол­ненные команды.

При определении наличия общей аварии все эти документы имеют решающее значение.

Итак, договор страхования, заключенный только на основа­нии одного из вышеперечисленных условий, даже самого широ­кого («Все риски»), не покрывает полностью все вероятные опасности, которые могут встретиться за время морской пере­возки. Поэтому страхователь или иное лицо, на риске которого остается непокрытая страхованием часть опасностей перевозки, должен позаботиться о дополнительном (за свой счет) страхова­нии сверх того, что обычно предусматривается в торговых кон­трактах на условии СИФ.

• Взаимоотношения сторон при наступлении страхового слу­чая обычны при любом виде страхования. Различие заключается лишь в необходимости выполнения ряда формальностей и предоставления, различных по характеру документов в подтвержде­ние наличия страхового случая.

Прежде всего, страхователь должен относиться к объекту страхования так, как если бы он был застрахован, и при наступ­лении страхового случая принять все меры к его спасению и со­хранению поврежденного (расходы на эти цели, как сказано выше, возмещаются страховщиком), обеспечить страховщику право регресса к виновной стороне и своевременно известить страховщика о происшествии.

Для получения страхового возмещения страхователь (или выгодоприобретатель) обязан документально доказать свой ин­терес в застрахованном имуществе (например, наличие договора страхования), наличие страхового случая, размер своей претен­зии по убытку.

В морском страховании для доказательства интереса в за­страхованном грузе необходимо представить коносаменты, же­лезнодорожные накладные и другие перевозные документы, фактуры и счета, если по содержанию этих документов страхователь или его представитель имеют право распоряжаться груза­ми. При страховании фрахта необходимо представление чартеров и коносаментов. Наличие страхового случая подтверждается следующими документами: морским протестом, выпиской из судового журнала и другими актами, свидетельствующими о при­чинах страхового случая, а при пропаже судна без вести — дос­товерными сведениями о его выходе из последнего порта и ожи­даемой дате прибытия в очередной порт. Для доказательства размера претензии по убытку представляются аварийные серти­фикаты, составляемые аварийным комиссаром, акты эксперти­зы, оценочные и другие документы, составленные в соответст­вии с законом и обычаями того места, где происходит оформле­ние убытка; оправдательные документы по произведенным рас­ходам, а в случае наличия требования по уплате доли в общей аварии — обоснованный расчёт и диспаша.

Реферат опубликован: 23/03/2009