Страхования водных транспортных средств

Страница: 13/16

Достаточно вспомнить катастрофические последствия аварий танкеров, нанесших разлившейся нефтью непоправимый ущерб прибрежным водам и побережью некоторых регионов Франции и Англии.

Особую озабоченность международных общественных орга­низаций вызывают при этом перевозки нефтепродуктов под так называемыми удобными флагами — панамским, либерийским, сингапурским и др., где требования регистра к мореходности су­дов существенно снижены. Владельцы судов, плавающих под этими флагами, т. е. имеющих порт приписки в одной из этих стран и проходящих там же регистровый осмотр, наряду с на­логовыми льготами «экономят» на технике безопасности, ква­лифицированной команде и т.д.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1978 г. опубликовала исследование, из которого следует, что до 1/3 судов всего мирового флота прикрываются удобным флагом.

• Ответственность за повреждение судов, не вызванное столк­новением. Страхуется ответственность судовладельца за гибель и повреждение другого судна или находящегося на нем имущест­ва, включая связанные с ним расходы, вызванные иной причи­ной, чем столкновение, и явившиеся следствием небрежности, допущенной в судовождении или управлении судном, либо следствием иной небрежности, выразившейся в действии или бездействии на борту застрахованного судна или в связи с этим судном. К рискам такого рода относится ущерб, причиненный неправильным маневрированием застрахованного судна, что привело к посадке на мель (в целях избежания столкновения) другого судна или его столкновению с третьим или навалу на причал и т. п. Сюда не относится ущерб, причиненный волной, поднятой застрахованным судном, огнем, источником которого было это судно, взрывом, произошедшем на его борту, падением чего-либо за борт и т. д.

• Ответственность по договорам буксировки. Страхуется от­ветственность судовладельца, вытекающая из условий договора буксировки, при которой его судно может быть как буксируе­мым, так и буксирующим. Возмещаются потери и повреждения, возникающие во время буксировки и лежащие на ответственно­сти судовладельца, но только в той мере, в какой такая ответст­венность не подлежит возмещению по полисам страхования каско (корпуса судна). Это правило исходит из того, что страхуется, прежде всего, ответственность, связанная с правилами и ус­ловиями захода в соответствующие порты, в которых буксировка является необходимым или обычным явлением.

• Ответственность по гарантиям и договорам. По этому пра­вилу может быть застрахована ответственность судовладельца за ущерб, причиненный жизни и здоровью любых физических лиц, а также любому имуществу, кроме грузов, перевозимых на страхуе­мом судне. При этом имеются в виду договоры и гарантии, свя­занные с наймом судовладельцами кранов, лихтеров и других погрузочно-разгрузочных механизмов и повозочных средств.

• Ответственность за удаление остатков кораблекрушения. Ответственность подобного рода является одним из существен­ных рисков, которым подвергаются судовладельцы. Она возлага­ется безотносительно к наличию их собственной вины и вины их служащих. По этому виду страхования клубы возмещают рас­ходы по подъему, удалению и уничтожению остатков корабле­крушения или установлению осветительных либо каких других предупредительных знаков для обозначения местонахождения остатков застрахованного судна, потерпевшего крушение. Ответ­ственность клуба наступает в тех случаях, когда перечисленные действия являются необходимыми по закону, а также, если ука­занные расходы могут быть взысканы с судовладельца по суду. Из суммы страхового возмещения подлежит вычитанию стои­мость спасенных в результате подъема судовых запасов, мате­риалов и самих остатков.

Реферат опубликован: 23/03/2009