Москва военная

Страница: 14/16

Как и в первый период войны, пар­тийные и советские органы Москвы огромное внимание уделяли мобилиза­ции призывников и подготовке резервов для Красной Армии через Всевобуч, Осоавиахим, РОКК. Только в 1942 г. Москва дала фронту 10 дивизий, а все­го за годы войны направила в действу­ющую армию свыше 850 000 человек. Пройдя по фронтовым дорогам, сфор­мированные в столице дивизии покрыли свои знамена боевой славой.

Проводилась большая работа по под­готовке командных, политических и ин­женерных кадров для Красной Армии в столичных военных училищах и акаде­миях.

В течение всей войны Москва полно­стью сохраняла свое значение центра научной и культурной жизни страны.

Уже 23 июня 1941 г. президиум АН СССР на расширенном заседании поста­новил подчинить всю деятельность на­учных учреждений задачам борьбы против гитлеровской агрессии. С этой целью пересматривались тематика и ме­тоды исследовательских работ. Акаде­мия наук СССР обратилась к ученым всего мира с призывом сплотить свои силы для защиты культуры от фашист­ских варваров. В дальнейшем по реше­нию Советского правительства научные учреждения были эвакуированы из Москвы и развернули эффективную ра­боту на востоке страны.

Под руководством ЦК партии Акаде­мия наук оказывала многостороннюю помощь промышленности. Многие вид­ные ученые вошли в научно-техниче­ские советы наркоматов или возглавили их. Академики И. П. Бардин, Б. Е. Ве­денеев, член-корреспондент АН СССР А. И. Берг стали заместителями нарко­мов.

По инициативе и под руководством президента АН СССР академика В. Л. Комарова в августе 1941 г. была создана Комиссия по мобилизации ре­сурсов Урала на нужды обороны, пре­образованная позже в Комиссию по мобилизации ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана. Она сыграла большую роль в развитии промышлен­ности на востоке страны и увеличении добычи полезных ископаемых. Развер­нулась работа по изучению и мобилиза­ции ресурсов Среднего Поволжья и Прикамья.

После разгрома немецко-фашистских войск под Москвой в столицу вернулись правительственные учреждения, ведом­ства, наркоматы. Проводилась также реэвакуация институтов, театров, музе­ев. Расширялась сеть научных учреж­дений. Так, в 1943 г. была образована Академия педагогических наук РСФСР, а в 1944 г.–Академия медицинских на­ук СССР.

В различных областях естественных и технических наук велись успешные теоретические исследования. В 1943 г. по решению партии и правительства возобновились работы по расщеплению ядра урана под руководством академи­ка И. В. Курчатова. Важные теорети­ческие исследования осуществлялись в области радиотехники, по изучению свойств полупроводников и полимеров, разработке теории люминесцентных ра­створов, космических лучей, космиче­ской радиации. Большая исследователь­ская работа велась в ЦАГИ.

Плодотворно работали гуманитарные институты Академии наук СССР. Вы­пускались монографии по истории борь­бы славянских народов против инозем­ных захватчиков, книги, посвященные прославленным русским и советским полководцам. Издавались работы, ра­зоблачающие фашистскую идеологию и политику. Публиковались документы по истории Великого Октября и граж­данской войны. Велась подготовка многотомного труда по истории Москвы.

Известные историки выступали с лекциями на призывных пунктах, а также перед широкой аудиторией в Москве, Казани, Свердловске и дру­гих городах.

Коммунистическая партия, мобили­зуя народ на разгром врага, широко использовала в этих целях печать и радио. В сообщениях Совинформбюро, материалах газет и журналов, переда­чах по радио, в лекциях и докладах освещались события на фронте, попу­ляризировались боевые и трудовые подвиги советских людей, разоблача­лись зверства оккупантов.

Руководимая партией творческая ин­теллигенция целиком посвятила себя общенародному делу завоевания побе­ды в Великой Отечественной войне.

Московские писатели, журналисты, актеры, музыканты выступали на сбор­ных пунктах призывников, в госпита­лях, выезжали в части действующей армии. В столице проводились художе­ственные выставки, работали музеи, театры, концертные учреждения. Вы­пускалась художественная литература. На фронте и в тылу советские люди читали «Науку ненависти» М. А. Шоло­хова, «Русский характер» А. Н. Толстого, «Письма товарищу» Б. Л. Горба­това, публицистические статьи и очерки И. Г. Эренбурга, произведения других писателей. В них находили отражение наиболее острые проблемы, выдвину­тые войной.

Реферат опубликован: 17/04/2006