Москва военная

Страница: 12/16

Москвичи активно участвовали во Всесоюзном социалистическом сорев­новании. В ходе его пропагандировались и внедрялись передовые методы труда. Содружество с учеными помога­ло совершенствовать технику и техно­логию производства. В авангарде тру­дового подъема масс находились ком­мунисты и комсомольцы. Проводилось соревнование по профессиям. Большую роль в производстве играли движения фронтовых бригад, комсомольско-молодежных бригад. Так, на 1-м под­шипниковом заводе бригада Е. Г. Ба­рышниковой вчетверо перевыполняла сменное задание при одновременном сокращении вдвое числа рабочих. В Подмосковном угольном бассейне звание лучших в 1943 г. завоевали ско­ростники-проходчики И. И. Заварзин и К. А. Корпачев, на московском заво­де «Красный пролетарий»–токарь С. Ф. Смирнов, на заводе им. С. Орджоникидзе – пятнадцатилетний токарь Николай Чикирев, заменивший у станка своего отца и ставший одним из иници­аторов движения скоростников в про­мышленности. На всю страну прослави­лись своими трудовыми подвигами и многие другие москвичи.

Повышение вклада трудящихся Москвы в общенародную борьбу явля­лось показательным для всей страны. Победы Красной Армии ковались не

только на полях сражений, но и в тылу, руками миллионов рабочих, техников, инженеров, которые нередко месяцами не выходили из цехов, спали и ели у станков, работали без выходных дней и отпусков. Так могли работать только люди, которые в трудовом служении Родине в час грозной опасности видели свой гражданский, патриотический долг, цель и смысл своей жизни.

В 1942 г. металлургические заводы столицы выплавили 152 000 т стали, а в 1943 г.–216 000 т. Это позволило уве­личить производство авиамоторов, са­молетов, танков, бронемашин, миноме­тов, автоматов, боеприпасов и другого вооружения, а также продукции для народного хозяйства. В 1944 г. Москов­ский автозавод выпустил 31 000 автомо­билей. Росло производство новейших типов станков и агрегатов, шахтного оборудования, крановых и трамвайных моторов электровозов.

Повышался также выпуск продукции легкой промышленности. Уже в 1942 г. текстильные фабрики столицы вырабо­тали 17,5 млн. м шерстяных и шелко­вых тканей. На московских предпри­ятиях внедрялся метод поточного про­изводства. Боевая техника, вооруже­ние, боеприпасы, обмундирование, сна­ряжение во всевозрастающем объеме поступали на фронт. Ярким свидетель­ством трудовых достижений москвичей являлось то, что в 1944 г. многие фаб­рики и заводы столицы завоевали пере­ходящие знамена ЦК партии, Государ­ственного Комитета Обороны, ВЦСПС и отдельных наркоматов.

Победы Красной Армии были бы невозможны без непрестанно возраставшей поддержки советского ты­ла. Она оказывалась рабочим классом, колхозным крестьянством и интеллигенцией. Опираясь на преиму­щества социалистической экономики, государственно­го и общественного строя, труженики тыла поставляли в действующую армию все больше вооружения и техники. В короткие сроки решались задачи переосна­щения Красной Армии новыми образцами стрелкового и артиллерийского вооружения, танков, самоходно-артиллерийских установок, боевых самолетов. Гигант­ские усилия партии и народа позволяли добиваться превосходства над противником по боевым качествам военной техники. Это явилось важнейшей предпосыл­кой для перехода Советских Вооруженных Сил от стратегической обороны к стратегическому наступле­нию.

Возрастал объем капитального стро­ительства в Москве. В 1943 г. стро­ительные работы вели 50 трестов, кото­рые в конце года сдали в эксплуатацию более 270 000 кв. м производственных площадей.

Самоотверженно трудились работни­ки транспорта. Московские железнодо­рожники обеспечивали эвакуацию, а затем и реэвакуацию промышленных предприятий, жителей столицы, достав­ляли на фронт резервы, вооружение, боеприпасы, перевозили народнохозяй­ственные грузы. Поезда зачастую при­ходилось водить под ударами фашист­ской авиации. Огромные усилия затра­чивались на обеспечение своевременной погрузки и разгрузки вагонов, восста­новление разрушенных гитлеровцами железнодорожных путей, мостов, станций.

Реферат опубликован: 17/04/2006