Духовная жизнь Москвы

Страница: 8/9

Новые черты советского человека, хо­зяина страны, строителя социализма, воплотились в картинах Г. Г. Ряжского "Делегатка" и "Председательница". Тем же стремлением запечатлеть приметы нового в жизни людей проникнуты про­изведения К. Ф. Юона "Подмосковная молодежь", Е. М. Чепцова "Заседание сельячейки", А. В. Моравова "Заседа­ние комитета бедноты" и др.

Заметным явлением в живописном ис­кусстве стала серия овеянных романти­кой портретов юных пионеров, создан­ная Н. А. Касаткиным.

Трудовая героика народа, заклады­вавшего основы социалистической индустрии, вызвала к жизни произве­дения, отразившие размах и пафос творческого созидательного труда,– "Даешь тяжелую индустрию!" Ю. И. Пименова, "Волховстрой" А. В. Моравова, "Постройка ЗАГЭС" Б. В. Иогансона и др.

Больших высот изобразительного мастерства московские живописцы достигли в пейзаже, особенно в таких картинах, как "В голубом просторе" А. А. Рылова, "Голубая весна" В. Н. Бакшеева, "Конец зимы. Пол­день" К. Ф. Юона.

Первое послереволюционное десяти­летие было отмечено небывалым рас­цветом искусства графики, в том числе таких ее видов, как книжная и жур­нальная иллюстрация, плакат, эстамп, карикатура. Произведения В. А. Фавор­ского, И. Н. Павлова, М. В. Маторина, И. И. Нивинского и многих других, увидевшие свет в 20-х годах, оставили заметный след в советском изобрази­тельном искусстве.

Характерный для искусства послере­волюционных лет в целом процесс демо­кратизации был особенно заметен в "ис­кусстве книги". Художественно офор­мленные массовые издания становились важным средством решения задач куль­турной революции.

Борьба за социалистическую идей­ность и реализм определяла всю худо­жественную жизнь Москвы 20-х годов, что нашло выражение и в творческих поисках отдельных художников, и в деятельности различных художествен­ных коллективов, созданных в это вре­мя. В 1922 г. была основана Ассоциация художников революционной России (АХРР). Членам ассоциации принадле­жала немалая заслуга в утверждении в изобразительном искусстве тем револю­ционной борьбы и нового быта. Органи­зованное в 1925 г. Общество художни­ков-станковистов (ОСТ) объединяло в основном художников, в творчестве ко­торых преобладали формалистические тенденции. Но и среди остовцев значительное место занимала группа молодых художников, тесно связанных с реалистическим направлением в изо­бразительном искусстве (А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, Н. А. Шифрин, А. Г. Тышлер и др.).

Советское правительство заботилось и о подготовке молодого поколения со­ветских художников. В 1918 г. на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского училища были созданы Свободные государствен­ные художественные мастерские, пре­образованные в 1920 г. в Высшие худо­жественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), а в 1926 г.–в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Задачей этого учебного заведения была подготовка главным об­разом художников-инженеров и худож­ников-техников высшей квалификации, в первую очередь для отраслей про­мышленности, выпускающих продук­цию широкого потребления. В 1921 г. в столице учреждается Художественно-промышленное училище. Эти учебные заведения заложили основу новой си­стемы художественного образования в стране.

Москва богата традициями монумен­тального искусства.

Неисчерпаемым источником вдохно­вения и творческой деятельности работ­ников всех видов искусства, в том числе и скульпторов, был образ вождя революции В. И. Ленина. Важное ме­сто в создании художественной Ленинианы принадлежит московскому скульп­тору Н. А. Андрееву. "Никакому дру­гому художнику,–писал Н. А. Андре­ев о своей работе,–не было дано столь близко и долго изучать Владимира Иль­ича". Получив в мае 1920 г. доступ в кабинет Ленина, Андреев мог наблю­дать Ильича в деловой обстановке, наблюдать много и пристально, делая десятки быстрых карандашных набро­сков.

Реферат опубликован: 13/03/2007