Духовная жизнь Москвы

Страница: 4/9

Большими событиями в музыкальной жизни столицы были первые исполне­ния 5-й и 6-й симфоний крупнейшего советского симфониста Н. Я. Мясков­ского. Особенно это относится к 6-й симфонии–одному из самых ярких произведений композитора, явившемуся откликом на события революции и гражданской войны.

Важную роль в становлении и разви­тии советской музыкальной культуры играла Московская консерватория. Как и другие высшие учебные заведения страны. Московская консерватория ши­роко открыла свои двери вчерашним красноармейцам, детям рабочих и кре­стьян, завоевавшим право на высшее музыкальное образование. Их обучени­ем руководили выдающиеся музыканты. отдавшие свои знания и опыт стро­ительству новой, социалистической культуры,–профессора К. Н. Игум­нов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. Б. Гольденвейзер, Ф. М. Блуменфельд. А. А. Брандуков и др. Блестя­щие успехи обновленной консервато­рии в деле подготовки музыкантов-исполнителей получили яркое подтвер­ждение на I Международном конкурсе пианистов им. Шопена в Варшаве в 1927 г., где москвичи Л. Н. Оборин и Г. Р. Гинзбург завоевали соответствен­но первое и четвертое места. В стенах Московской консерватории сложились отличные камерные ансамбли, вскоре получившие широкую известность,– квартеты им. Комитаса и им. Бетхове­на. Последний, организованный в 1923 г. молодыми исполнителями Д. М. Цыгановым, В. П. Ширинским, С. П. Ширинским и В. В. Борисовским, был отмечен премией на I Всесоюзном конкурсе смычковых квартетов, кото­рый состоялся в Москве в 1927 г.

Большое значение в деле становления социалистической культуры приобрел драматический театр, ставший одним из важных факторов коммунистического воспитания и просвещения народа.

В 20-х годах театральная жизнь Москвы была очень интенсивной. Веду­щую роль играли Художественный и Малый театры.

Уже в первые годы Советской власти мхатовцы предприняли попытку соз­дать спектакль, созвучный революции. Таким спектаклем стала поставленная К. С. Станиславским в 1920 г. философско-символическая драма Дж. Бай­рона "Каин", рассматривавшаяся ре­жиссером как произведение большого общественного смысла.

В 1926 г. МХАТ показал премьеру пьесы М. А. Булгакова "Дни Турби­ных", положившую начало регулярно­му обращению театра к историко-революционной теме. Успеху спектакля способствовала его художественная за­вершенность, блистательная игра актер­ского ансамбля, составленного в основ­ном из артистической молодежи. В нем были заняты Н. П. Хмелев (Алексей Турбин), И. М. Кудрявцев (Николка), В. С. Соколова (Елена), Б. Г. Добро­нравов (Мышлаевский), М. И. Прудкин (Шервинский), М. М. Яншин (Лариосик) и другие актеры, ставшие впоследствии гордостью советского театрального ис­кусства.

Одним из важнейших этапов в исто­рии развития советского театра была постановка пьесы Вс. Иванова "Броне­поезд 14-69" (1927 г.), осуществленная во МХАТе И. Я. Судаковым под руко­водством К. С. Станиславского. В об­разе Никиты Вершинина, которого сыг­рал В. И. Качалов, наглядно прояви­лось то новое, что пришло в театр с революцией. В памяти современников навсегда остались председатель под­польного большевистского ревкома Пеклеванов (Н. П. Хмелев), партизан Васька Окорок (Н. П. Баталов) и дру­гие герои спектакля.

Своим путем к сближению с револю­ционной современностью шел Малый театр. Уже в первые годы Советской власти он активно пополнял свой репер­туар лучшими драматургическими про­изведениями русской и зарубежной классики.

Крупнейшим событием в жизни теат­ральной Москвы стало празднование 50-летнего юбилея творческой деятель­ности М. Н. Ермоловой, состоявшееся 2 мая 1920 г. На чествовании выда­ющейся русской актрисы в Малом теат­ре присутствовал В. И. Ленин. В связи со знаменательной датой М. Н. Ермо­лова первой из деятелей советской сце­ны была удостоена звания "Народная артистка Республики".

Реферат опубликован: 13/03/2007