Духовная жизнь Москвы

Страница: 3/9

Предметом особой заботы Советской власти была имевшая очень важное значение для развития культуры рабо­та московского Большого театра, уже в декабре 1917 г. объявленного государственным. В новую дирекцию театра, назначенную в 1919 г., вошли Вл. И. Немирович-Данченко, Ф. И. Ша­ляпин, Н. С. Голованов, С. А. Кусе-вицкий и др. Основу репертуара театра тех лет составляла русская классика: оперы "Борис Годунов", "Князь Игорь", "Царская невеста", "Пиковая дама", "Золотой петушок", "Сказка о царе Салтане", балеты "Лебединое озе­ро", "Щелкунчик" и др.

Театр располагал великолепными ар­тистическими силами. Незабываемые образы на его сцене были созданы А. В. Неждановой, Л. В. Собиновым, Н. А. Обуховой, Г. С. Пироговым, Е. К. Катульской, Е. В. Гельцер, В. В. Кригер, М. П. Кандауровой, В. В. Смольцовым и др. Музыкальное руководство осуществляли выдающи­еся дирижеры В. И. Сук, Н. С. Голо­ванов, много сделавшие для развития всего советского оперного искусства.

Наряду с классическими произведе­ниями на сцене Большого театра в середине 20-х годов появляются новые оперные и балетные спектакли, став­шие заметным явлением в музыкальной жизни столицы. Бесспорной удачей со­ветского музыкального театра была по­становка в 1927 г. балета P.M. Глиэра "Красный мак". Содержательное либ­ретто, талантливая музыка, великолеп­ные исполнители (в ведущей женской партии Тао Хоа блестяще выступила Е. В. Гельцер) принесли балету заслу­женный успех и долголетнюю жизнь на сцене. "Прекрасное, уже советское тво­рение"–так охарактеризовал эту по­становку М. И. Калинин.

Революция обогатила новаторскими идеями все области музыкального ис­кусства–от оперного исполнительства до массовой песни и хоровой самоде­ятельности. Появились новые оперные студии, стремившиеся творчески осво­ить прогрессивный опыт Московского Художественного театра но примене­нию реалистического метода системы Станиславского. В 1919г. была откры­та музыкальная студия МХТ, в 1926 г. преобразованная в Музыкальный театр им. Вл. И. Немировича-Данченко, а в 1922 г.–студия К. С. Станиславского, превратившаяся через несколько лет в самостоятельный музыкальный театр. С 1922 г. в столице начала функциони­ровать Государственная филармония, которая взяла на себя руководство кон­цертной деятельностью.

В 20-х годах появляется большое число новых массовых песен, в основ­ном революционного содержания. Наи­более популярными песнями тех лет были "Расстрел коммунаров", "Смело мы в бой пойдем", "Гулял по Уралу Чапаев-герой", "Гей, по дороге" и др., явившиеся результатом коллективного, зачастую безымянного творчества и ставшие подлинно народными. Многие из этих песен долгие годы сохранялись в репертуаре лучших хоровых коллек­тивов, таких, как Русский народный хор под руководством М. Е. Пятницко­го и организованный в 1928 г. Ансамбль красноармейской песни и пляски под управлением А. В. Александрова. Соз­дают свои песни молодые советские композиторы И. О. Дунаевский, братья Дм. Я. и Д. Я. Покрасс, А. Г. Новиков и др.

20-е годы были временем становления советской симфонической музыки. На­ряду с произведениями композиторов старшего поколения–А. Ф. Гедике, Р. М. Глиэра, М. М. Ипполитова-Иванова,–продолжавшими классиче­скую традицию, в концертных залах зазвучала 1-я симфония юного Д. Д. Шостаковича. Одновременно де­лались попытки отразить в програм­мных симфонических произведениях современную советскую тематику. Лучшими из них стали "Траурная ода" А. А. Крейна, посвященная памяти В. И. Ленина, и "Симфонический мону­мент 1905–1917" М. Ф. Гнесина.

Реферат опубликован: 13/03/2007