Ценообразование в мировой торговле

Страница: 4/31

Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все пред­ложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может вы­зывать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем уже и юридически затрудняет проникновение конкурента.

Монополист в силу самой природы данного рынка стре­мится установить цены на товар на наиболее высоком уровне по методу полных затрат, включающих издержки производства и желательную (для производителя) прибыль. Существуют, однако, определенные установки, которых вынужден придер­живаться монополист. Так, несмотря на единоличное присут­ствие на рынке, монополист, как правило не назначает наивысшую цену на товар, потому что в конечном счете общая прибыль может быть меньше. Происходит, правда под диктов­ку монополиста, такой оптимальный подбор объемов производ­ства и цен, чтобы совокупный доход был как можно выше, который все же будет ниже максимума прибыли на единицу продукции. Это и естественно, так как не все участники миро­вого рынка имеют возможность приобрести товар по наивыс­шей цене. Имеется понятие «ценовая дискриминация», означающая, что монопольный поставщик товара на междуна­родный рынок варьирует цену на поставляемый товар в зави­симости от страны-импортера, точнее от финансовых возможностей импортера. Однако при этом всегда имеется в виду, возможен ли дальнейший реэкспорт данной продукции. Дискриминационные цены, как правило, устанавливаются на изолированных рынках, исключающих реэкспорт.

В мировой практике в настоящее время чистых монополи­стов сравнительно немного. В 70-80-е годы на мировом косми­ческом рынке чистым монополистом выступали США через компанию НАСА, которая полностью контролировала коммер­ческие запуски (СССР все-таки по не вполне понятным причи­нам отсутствовал на этом рынке). Практически чистым монополистом является компания Де Бирс на рынке алмазов.

Монополистическая конкуренция предполагает сме­шанный тип рынка - на данном рынке присутствуют, как пра­вило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, но которые занимают видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта.

Господство крупных фирм одной страны на рынке отдель­ных товаров ослабляется натиском крупных монополистичес­ких фирм другой страны, а также более «легковесных» конкурентов, стремящихся получить свою долю высокой при­были. В случае взвинчивания цен со стороны монополий все­гда находятся конкуренты, способные дать более выгодные предложения, т.е. лучшие цены.

Значительное влияние на цены оказывает конкуренция монополий, представляющих разные отрасли, предлагающие то­вары с различной товароведческой характеристикой и разными физическими свойствами, но которые используются для одной и той же цели. В качестве примера может служить конкуренция между производителями-поставщиками металла и пластмасс автомобилестроительным концернам. При формировании цен учитывается и конкуренция товаров заменяющих по своим качествам традиционные. Например, компании Австралии и Англии, традиционно поставлявшие на мировой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производи­телей-поставщиков химических волокон.

Рынок конкуренции немногих поставщиков - оли­гополия - характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значитель­ными сегментами рынка, полностью или практически полнос­тью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами-импортерами, как правило, суще­ствуют соглашения о сотрудничестве (т.е. разделены сферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства на рекламные мероприятия.

Практика ценообразования на поставляемую продукцию показывает, что любое крупное решение, принимаемое экспор­тером, - установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т.д. - требует взвешивания вероятной реакции конкурентов. Важную роль в плане сохранения ком­паниями статус-кво играют неафишируемые для широкой пуб­лики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах произ­водства.

Реферат опубликован: 11/04/2010