Ценообразование в мировой торговле

Страница: 24/31

В дальнейшем российские банки-участники проекта смогут воспользоваться средствами двух других займов МБРР и ЕБРР, которые предусматривают стимулирование средне- и долгосроч­ных инвестиций в российскую промышленность.

В ряде случаев ЕБРР принимает на себя риск, от которого отказываются частные коммерческие банки. Примером может служить кредитование банком ряда российских судостроитель­ных компаний.

Россия, переживающая в конце XX века нелегкий период утверждения рыночных начал в экономике, может использо­вать свое членство в международных валютно-кредитных и финансовых организациях для более целенаправленного и быстрого, но в то же время и менее болезненного перехода к новым формам хозяйствования.

11. НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЭО И ВЭД

11.1 НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЭО И ВЭД

Международные экономические отношения предполагают не только обеспечение ресурсами и рынками сбыта участвую­щих стран, взаимодополняемость национальных хозяйствен­ных структур, внешнеэкономическую деятельность фирм предпринимателей, но и торгово-политические мероприятия правительства, международных организаций. Государство ак­тивно участвует в развитии внешнеэкономической деятельно­сти путем целенаправленного воздействия на определенные сферы и объекты этой деятельности. Это воздействие осуще­ствляется с помощью комплекса специальных методов, кото­рые можно разделить на две основные группы: экономические и административные.

Под экономическими методами понимаются прежде всего пошлины таможенного тарифа, различные налоги и сборы, им­портные депозиты, удорожающие ввозимый товар и снижаю­щие его конкурентоспособность на внутреннем рынке по сравнению с местным аналогичным товаром. К администра­тивным методам относятся количественные лимиты, системы разрешений (лицензий) и запретов (эмбарго) на импорт или экспорт, самоограничение поставок экспортером, специфичес­кие технические требования к товару или упаковке, бюрокра­тическое усложнение таможенных процедур, прямым образом ограничивающие доступ импортных товаров на внутренний рынок (или местных на внешний). Между этими двумя груп­пами средств регулирования внешней торговли имеется прин­ципиальное различие. При использовании экономических средств окончательное право выбора импортного или местного товара, ресурсов сохраняется за потребителем, который руко­водствуются ценой, качеством, условиями поставки продукции или предоставления ресурсов. При использовании админист­ративных средств нарушается рыночный механизм, сокраща­ется ассортимент товаров, возможности доступа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор про­дукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных.

11.2 НЕТАРИФНЫЕ (АДМИНИСТРАТИВНЫЕ) МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД

Нетарифные методы включают широкий круг инструмен­тов современной экономической и торговой политики государств, некоторые из них непосредственно не связаны с внешнеэконо­мическим регулированием, но тем не менее оказывают суще­ственное влияние на ВЭД и внешнюю торговлю. В частности, согласно наиболее распространенной классификации нетариф­ных методов регулирования во внешней торговле, принятой в ООН, они делятся на три вида.

К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства:

лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называе­мые «добровольные» ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т. д. Первый вид - самый многочисленный и охватывает более половины всех.

Второй вид включает методы, непосредственно не направ­ленные на ограничение внешней торговли и относящиеся боль­ше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: тамо­женные формальности, технические стандарты и нормы, сани­тарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, розливу и т. п.

К третьему виду относятся методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирова­ние экспорта, но действие которых зачастую ведет именно к этому результату.

К числу наиболее распространенных инструментов пря­мого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относят лицензии и квоты. Практически все промышленно развитые страны применяют эти нетарифные методы. Лицензионная система предполагает, что государство через специально упол­номоченное ведомство (в России - Министерство внешнеэконо­мических связей) выдает разрешения на внешнеторговые операции определенными включенными в списки лицензиру­емых по импорту и по экспорту товарами. Применяемые стра­нами системы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и процедур. Основные виды лицензий можно свести к следующим двум типам: генеральной лицен­зии, разрешающей беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в списки, в течение определенного периода вре­мени; и разовой лицензии, разрешающей импорт (или экспорт) определенного товара определенному импортеру (экспортеру) с указанием количества товара, его стоимости, страны его проис­хождения (или назначения), а в ряде случаев также и тамо­женного пункта, через который должен быть осуществлен ввоз (или вывоз) товара.

Реферат опубликован: 11/04/2010