Ценообразование в мировой торговле

Страница: 3/31

В последние два-три десятилетия важную роль в ценообра­зовании на товары, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и постав­щиком какого-либо товара импортеру или конечному потреби­телю. Речь идет об общепринятых условиях поставки:

техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особен­но важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны при­меры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и ма­шин составляла 60-процентную долю в цене поставки.

Развитие науки и технологии, оказывая влияние на совер­шенствование качественных характеристик товара, с другой стороны воздействует на мировые цены. Внедрение новых тех­нологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсо­лютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом т.н. полезного эффекта (например, возрастает скорость, надежность и т.д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижается.

При анализе цен следует учитывать и движение экономи­ческого цикла, что в сфере международных экономических от­ношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии, цены как правило, не повышаются. И наоборот, в ста­дии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на меж­дународную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений и тем более на фазе кризиса и подъема). Необходимо отметить, что в зависимости от вида товаров и то­варных групп динамика изменения цен отличается. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция произ­водителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее «реакция цен» на продукцию машиностроительного комплекса.

2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

В рыночной экономике процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осу­ществляется в условиях конкурентной среды, динамичного рав­новесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера. Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка. Главным критерием классификации типов рынков, в том числе и мировых, является характер и степень свободы конкуренции. Экономисты различают четыре типа рынков:

· рынок совершенной (чистой) конкуренции;

· рынок чистой монополии;

· рынок монополистической конкуренции;

· рынок конкуренции немногих поставщиков олигополия.

Прежде всего, эти рынки отличаются друг от друга количе­ством субъектов торговли. Последнее очень сильно влияет на механизм ценообразования.

Рынок совершенной (чистой) конкуренции характе­ризуется, прежде всего, очень большим числом субъектов внеш­ней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воз­действием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе, в данный временной проме­жуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям, в условиях данной рыночной модели стремле­ние каждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам (или дискаунту), который не столь значителен 3-5%. Выигрыш экспорте­ра - в возрастающих объемах поставок.

Замечено, что на рынке совершенной конкуренции постав­щики продукции (ими могут быть как сами производители-экспортеры, так и их торговые агенты) стремятся к максимизации удовлетворения потребительного спроса. Кон­курирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведенные по более эффективным технологиям, а производители, на продажу товара по достаточно низкой цене с уче­том своих издержек производства.

На практике к данному типу рынка (с определенным резер­вом) можно отнести, например, международную торговлю раз­личными товарами широкого потребления - одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией и в т.ч. продовольствием и т.д.

Реферат опубликован: 11/04/2010