Анализ финансовых результатов

Страница: 7/32

Аналитическое представление рассматриваемой модели основывается на следующей базовой формуле:

S=VC+FC+GL, (1.1)

где, S – реализация в стоимостном выражении (выручка);

VC – переменные расходы;

FC – условно-постоянные расходы;

GL – валовой доход.

Поскольку в основу анализа заложен принцип прямо пропорциональной зависимости показателей, имеем:

VC=k+s, (1.2)

где, k – коэффициент пропорциональности.

Используя формулу (1.1), а также условие, что критическим считается объем реализации, при котором валовой доход равен нулю, имеем:

S=k*S+FC/ (1.3)

Поскольку S в этой формуле характеризует критаческий объем реализации в стоимостном выражении, поэтому, обозначив его Sm, имеем:

Sm=FC/(1-k). (1.4)

Формулу (1.3) можно представить в наглядном виде путем перехода к натуральным единицам измерения. Для этого введем следующие дополнительные обозначения:

Q- объем реализации в натуральном выражении;

P- цена единицы прдукции;

V- переменные ресходы на единицу продукции;

Qc- критический объем прдаж в натуральных единицах.

Преобразуя формулу (1.1), имеем:

Qc=FC/P-V. (1.5)

Знаменатель в формуле (1.5) представляет собой удельный маржинальный доход. Таким образом, экономический смысл критической точки предельно прост: он характеризует количество единиц продукции, суммарный маржинальный доход которых равен сумме условно-постоянных расходов.

Очевидно, что формула (1.5) может быть легко трансформирвана в формулу для определения объема реализации в натуральных единицах ( Qi ), обеспечивающего заданный валовой доход ( GI ).

Qi=( FC+GI )/( P-V ). (1.6)

Маржинальный доход представляет собой сумму валового дохода или валовой прибыли и условно-постоянных издержек. Эта категория основана на том, что полное поглощение все условно-постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие результаты предприятия и приравнивается к одному из направлений распределения прибыли. В формализованном виде маржинальный доход ( Dm ) можно представить двумя основными формулами:

Dm=GL+FC, (1.7)

Dm=S-VC (1.8)

Приступая к анализу влияния на прибыль отдельных факторов, преобразуем формулу (1.7) следующим образом:

GI=Dm-FC (1.9)

Для выполнения аналитических расчетов прибыли от продаж часто используют показатели выручки от продаж и удельного веса маржинального дохода в выручке от продаж ( Dm ) вместо показателя общей суммы маржинального дохода ( Dm). Эти три показателя взаимосвязаны между собой:

Dy=Dm/S (1.10)

Если из этой формулы выразить сумму маржинального дохода:

Dm=S*Dy (1.11)

преобразовать формулу (1.9), то получим другую формулу определения прибыли от родаж:

GI=S*Dy-FC (1.12)

Формула (1.11) используется именно тогда, когда приходится считать общую прибыль от продаж при реализации предприятием нескольких видов продукции. если известны удельные веса маржинального дохода в выручке по каждому виду продукции в общей сумме выручки от продаж, то тогда Dy для общей суммы выручки просчитывается как средневзвешенная величина.

В аналитических расчетах используют еще одну модификацию формулы определения прибыли от продаж, когда известными величинами являются объем реализации в натуральном выражении и ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции. Зная, что маржинальный доход можно представить:

Dm=Q*Dc, (1.13)

где, Dc-ставка маржинального дохода в цене единицы продукции, формула (1.9) будет записана следующим образом:

GI=Q*Dc-FC (1.14)

Таким образом, для принятия управленческих решений в области увеличения прибыли от продаж, необходимо учитывать влияние следующих изменений:

- количества и структуры проданного;

- уровня цен;

- уровня условнр-постоянных расходов.

Однако, вернемся к оценке производственного и финансового левериджа.

Уровень производственного левериджа (Упл) принято измерять следующим показателем:

Упл=TGI/TQ, (1.15)

где TGI-темп изменения валового дохода, %

TQ-темп изменения объема реализации в натуральном выражении, %.

Путем несложных преобразований формулы (1.15) ее можно привести к более простому виду. Для этого используем выше приведенные обозначения и иное представление формулы (1.1):

P*Q=V*Q+FC+GI, или c*Q=FC+GI.

Поэтому,

Упл=(^GI-GI)/(^Q-Q)=((c*^Q)-(c*Q-FC))/(^Q-Q)=

=c*Q/GI (1.16)

Экономический смысл показателя Упл прост - он показывает степень чувствительности валового дохода предприятия к изменению объема реализации. А именно, для предприятия с высоким уровнем производственного левериджа незначительное изменение обьема реализации может привести к существенному изменению валового дохода. Чем выше уровень условно-постоянных расходов по отношению к уровню переменных расходов, тем выше уровень производственного левериджа. Таким образом, предприятие, повышающее свой технический уровень с целью снижения удельных-переменных расходов, одновременно увеличивает и свой уровень производственного левериджа.

Реферат опубликован: 30/09/2007