Экономика Южной Кореи

Страница: 12/14

География южнокорейских инвестиций характеризуется следующими данными: ЮВА — на первом месте (44% суммы всех инвестиций), далее следуют Сев. Америка (29%) и Европа (16%). Список государств-объектов капвложений фирм РК возглавляют США, КНР и Индонезия. Правда, объем инвестиций в Индонезию и КНР в последнее время заметно сократился. Общая сумма прямых южнокорейских инвестиций за рубежом по состоянию на конец июля 1998 г. составляла 18 млрд.долл.

До недавнего времени успешно действовала система оказания государством финансовой помощи местным корпорациям, инвестирующим за границей. Заимствование из госисточников, несмотря на длительную процедуру оформления, являлось более привлекательным для фирм РК, чем привлечение средств от зарубежных фининститутов, не говоря о корейских коммерческих банках, которые в условиях нынешнего экономического кризиса практически не в состоянии кредитовать какие-либо инвестиционные проекты южнокорейских фирм.

Наиболее льготный характер носили целевые займы по линии «Фонда экономического сотрудничества и развития». «Эксимбанк» Кореи также распоряжается специальным фондом кредитования подобных проектов: заем может быть предоставлен в размере до 80% от суммы проекта для крупных и до 90% для средних и мелких фирм. Кредиты предоставляются на срок до 10 лет, включая трехлетний льготный период.

Другим каналом господдержки ODI являлись кредиты Корпорации развития мелкого и среднего бизнеса, предоставляемые на цели кредитования поставок за рубеж оборудования, уже использовавшегося в производстве. Правом предоставления целевых льготных кредитов для финансирования зарубежных проектов по разработке запасов полезных ископаемых обладают также Корейская нефтяная корпорация и Корпорация развития горнодобывающей промышленности.

Важную роль в стимулировании инвестиций корейских корпораций за границей играют система их госстрахования, а также налоговые льготы. Речь идет о возможности застраховать вкладываемые средства в Корейской корпорации экспортного страхования (на сумму до 90% инвестиций). Налоговые льготы включают, например, зачет в сумму подоходного налога, начисляемую на корейскую фирму-инвестора внутри страны, всех платежей в погашение аналогичных налогов на инвестированные средства за границей.

Экспорт

Торговля с основными партнерами. На начало 1999 г. 16 важных экспортных товаров РК подвергались антидемпинговым мерам со стороны США (сталепродукты, провода, цветные кинескопы, фармпрепараты, фотопленка, чипы памяти dram — и т.д.), причем по одному из товаров — чипам dram имеется решение ВТО о несоответствии действий США антидемпинговым правилам. В общем объеме экспортных отгрузок РК в США указанные товары составляют около 10%.

В то же время американцы настойчиво требуют от Сеула принятия мер по открытию рынков строительных работ, кинопродукции, мяса, отказа от господдержки производителей стали. Так, в фев. 1999 г. РК посетили две американские торговые делегации с требованиями об увеличении квоты импорта мяса из США, снижения тарифов на него, изменения системы продажи импортного мяса внутри страны. Переговоры проходили жестко, корейская сторона ответила отказом на все требования, несмотря на угрозы со стороны американцев передать этот вопрос на рассмотрение ВТО (что они и сделали по окончанию переговоров).

Признавая слабость своих позиций и аргументации, корейские официальные лица не сомневаются в том, что решение ВТО будет неблагоприятным для РК. Однако арбитраж позволит ослабить давление американцев (рассмотрение таких дел в ВТО длится 15 мес. и столько же времени разрешается затем готовиться к введению решения в действие) до янв. 2001 г., когда РК будет обязана открыть рынок с/х продукции для импорта по принятым перед ВТО обязательствам.

Другим беспокоящим Сеул обстоятельством является требование конгресса США резко увеличить вклад РК в финансовую поддержку расположенного на ее территории американского воинского контингента (в то время как Япония тратит в год по 100 тыс.долл. на каждого американского военнослужащего, РК платит только по 10 тыс.) В этой связи в ходе 30-й встречи министров обороны была достигнута договоренность провести переговоры между министерствами обороны и финансов РК, и руководством американской военной группировки по переоценке реального вклада корейцев в ее содержание. В то время как прямые выплаты РК составили 363 млн.долл. в 1997 г., 310 млн. — в 1998 г. (должны были заплатить 399 млн., но США сделали «скидку» на кризисную ситуацию), минобороны считает, что фактически РК платит ежегодно еще по 1,8 млрд.долл. в виде непрямых выплат за пользование американцами землей и освобождение их от различных налогов (1,5 млрд. и 247 млн. соответственно). Американские военные исчисляют эту сумму значительно ниже, оценивая пользование землей только в 270 млн.долл.

Реферат опубликован: 30/10/2008