Физическое воспитание школьников, средних и старших классов

Страница: 9/12

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

Групповые учебные занятия — основа всей учебно-воспитатель­ной работы по физическому воспитанию. На учебных занятиях ре­шается большой круг задач: сообщаются специальные знания, выяв­ляются и совершенствуются физические способности учащихся, при­вивается любовь к физической культуре и спорту, формируются двигательные навыки. От качества групповых занятий зависит ус­пешное применение всех других форм физического воспитания. По­этому методику проведения плановых учебных занятий следует раз­рабатывать с учетом их связи с другими формами физического вос­питания.

Формами физического воспитания в режиме учебного дня яв­ляются учебные занятия, проводимые по расписанию училища, самостоятельные занятия по заданию преподавателя и .производствен­ная гимнастика (вводная гимнастика и физкультурная пауза). Для физически слабо подготовленных учащихся могут быть организова­ны дополнительные занятия под руководством преподавателя.

По своей педагогической направленности учебные занятия могут быть комплексными, видовыми, специализированными.

Наилучшая форма учебных занятий по общей физической под­готовке — комплексные занятия, характерной особенностью которых является комплексное применение предусмотренных про­граммой средств физического воспитания в одном занятии. Цель проведения комплексных занятий — обеспечить в каждом занятии разностороннее воздействие средств физического воспитания на ор­ганизм, сформировать и развить различные по своему характеру двигательные умения и навыки, физические качества и подготовить организм учащихся к успешному выполнению программных требо­ваний очередного цикла занятий. Комплексирование программного материала осуществляется по признаку положительного переноса двигательных навыков и физических качеств.

Характерная особенность видовых занятий заключается в том, что содержание отдельных занятий ограничивается средствами какого-либо одного раздела общей физической подготовки (легкая атлетика, гимнастика, плавание и др.), а последовательность заня­тий по этим разделам определяется временем года или сроками предоставления спортивных сооружений (стадиона, бассейна, лыж­ной станции и др.). С точки зрения общей физической подготовки и разрешения оздоровительных задач видовые занятия менее эф­фективны, так как средствами одного вида нельзя обеспечить нуж­ную подготовку учащихся к успешному выполнению программных требований.

Видовые занятия оправданы в тех случаях, когда комплексирование в одном занятии нескольких видов по организационным (за­нятие в бассейне, на лыжной станции) или методическим (отрица­тельный перенос двигательных навыков или физических качеств) признакам невозможно или нецелесообразно.

Самостоятельные занятия по заданию преподавателя являются важным дополнением обязательных занятий и могут включать в се­бя изучение теоретических вопросов по литературным источникам, составление комплексов гигиенической и производственной гимна­стики, 'выполнение специальных упражнений, направленных на уст­ранение недостатков в физическом развитии или физической подго­товленности и т. д.

Самостоятельные занятия по заданию преподавателя имеют большое воспитательное значение, способствуя внедрению физиче­ской культуры в быт учащихся.

Одной из обязательных форм физического воспитания, являются туристские походы. Ту­ристские походы могут быть предусмотрены в «дни здоровья» или во внеучебное время. В процессе туристских походов формируются прикладные двигательные умения, навыки и физические качества в условиях походной жизни.

Производственная гимнастика в режиме учебного дня решает об­щеоздоровительные и прикладные задачи.

Внеучебные формы физического воспитания организуются кол­лективом физической культуры и самими учащимися в 'быту на доб­ровольных началах. К ним относятся мероприятия по закаливанию организма, прогулки, оздоровительный бег, экскурсии, учебно-тре­нировочные занятия в спортивных секциях и др. Они призваны обеспечить здоровый и культурный отдых, удовлетворить спортив­ные запросы учащихся 'и способствовать их физическому совершен­ствованию.

Реферат опубликован: 7/06/2007