Физическое воспитание школьников, средних и старших классов

Страница: 6/12

Основное средство развития быстроты — упражнения, выполняе­мые с максимальной скоростью. Например, преодоление неболь­ших расстояний, бег с ускорением на 50—60 м, со старта и с хода на 30—50 м, бег на 60, 100 и 200 м, эстафетный бег, специальные беговые упражнения, бег по песчаному грунту; бег в гору и др. Дли­на преодолеваемого расстояния дистанции должна быть такой, что­бы скорость не снижалась к концу; движения выполняют с пре­дельной скоростью; интервалы отдыха между попытками делают на­столько большими, чтобы обеспечить относительно полное восста­новление сил.

Быстрота в значительной степени обусловлена высоким уровнем динамической («взрывной») силы учащегося, поэтому упражнения на скорость необходимо использовать в изменяющихся ситуациях и формах.

Основной метод развития быстроты — комплексный, сущность которого состоит в систематическом применении подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, а также комплексов спе­циальных подготовительных упражнений.

Другим эффективным методом развития быстроты является ме­тод повторного выполнения упражнения — скоростно-силового (без отягощения и с небольшим отягощением), с .предельной и около пре­дельной скоростью, в облегченных условиях).

Значительное место в системе физического воспитания учащихся должно быть отведено разви­тию мышечной силы. Силовая подготовка стимулирует активность и дееспособность тканей, систем и организма в целом, помогает со­вершенствованию координации движений, формированию и прояв­лению других физических качеств. Важно, чтобы гармоничное раз­витие всей мускулатуры сочеталось со способностью проявлять мы­шечную силу в определенных движениях.

Основные задачи силовой подготовки юношей среднего возра­ста — укрепление мышечных групп всего двигательного аппарата учащихся, воспитание умения проявлять усилия динамического ха­рактера в различных условиях.

Наиболее эффективны для развития силы у подростков динами­ческие упражнения с отягощениями малого и среднего веса. Целе­сообразны упражнения со штангой при условии правильного дозирования их и тщательного учета возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся.

Применение оптимальных по объему силовых нагрузок позво­ляет за короткий срок добиться у юношей 15—17 лет увеличения мышечной силы на 18—20%, а силовой выносливости—на 35—45%.

Для более разностороннего воздействия на силовую подготов­ленность учащихся и повышения эмоциональности занятий наряду с упражнениями со штангой и гирями (8, 10, 16, 20, 32 кг) следует использовать упражнения с мешком, наполненным песком, упраж­нения на гимнастических снарядах, упражнения с гантелями 1, 2, 3, 6 «г, пружинными и резиновыми эспандерами и др. Упражнения с гантелями развивают мышцы кисти рук и грудные, с гирями — мышц спины и ног, со штангой легкого веса — эффективны для всех мышц".

Основными методами развития мышечной силы являются: метод повторного выполнения упражнения с отягощением среднего веса: метод максимальных усилий (с отягощениями около предельного и предельного веса) и метод динамических усилий (повторное выпол­нение скоростно-силового упражнения).

Для развития мышечной силы и силовой выносливости рекомен­дуется круговая тренировка. Круг (цикл) может состоять из таких упражнений: скачки через гимнастические скамейки (3—4 раза), приседания с весом в руках, переходы из положения лежа в положение сидя и обратно с набивным мячом за головой, прыжки на двух ногах через 2—3 барьера и другие упражнения. На упражне­ния затрачивают примерно 15 мин—три-четыре круга (цикла). По мере развития силы и силовой выносливости увеличивают количе­ство повторений и одновременно усложняют упражнения.

Кроме этого, периодически можно увеличивать тренировочную нагрузку: повышать вес отягощения, увеличивать число подходов к снаряду и др. Однако не надо забывать, что чрезмерно быстрое форсирование силовой нагрузки может привести к утомлению или даже перетренированности. Поэтому необходимо правильно дози­ровать силовые и скоростно-силовые упражнения с учетом возраста учащихся.

Реферат опубликован: 7/06/2007