Физическое воспитание школьников, средних и старших классов

Страница: 2/12

Особенно велика роль физического воспитания в развитии дыха­тельного аппарата. Преподаватель должен обращать внимание на правильное формирование и увеличение подвижности (экскурсии) грудной клетки, на укрепление дыхательных мышц. Учащихся не­обходимо научить правильно дышать и помочь им овладеть навы­ками грудного и диафрагмального (брюшного) дыхания. При этом следует учитывать, что развитие дыхательной системы происходит в единстве с развитием других систем организма и в различные воз­растные периоды предъявляются разные требования к развитию фи­зических качеств. Развитие тех или иных физических качеств надо рассматривать не только с точки зрения совершенствования дви­гательных способностей, но и обязательно с точки зрения обеспече­ния нормального протекания процесса физического развития и по­вышения функциональных возможностей растущего организма.

Уровень развития физических качеств и степень приспособляе­мости организма к физическим нагрузкам на быстроту, силу, гиб­кость зависят от возрастных особенностей организма. Высокие по­казатели гибкости и быстроты могут быть достигнуты к 18 годам, сила мышц увеличивается до 20 лет и более; высокий уровень вы­носливости наблюдается обычно к 23—25 годам. Упражнения на выносливость в возрасте 17—18 лет и особенно в 15—16 лет необхо­димо строго дозировать.

В возрасте 15—16 лет отмечается значительное увеличение мы­шечной массы и совершенствование нервно-мышечного аппарата, создаются предпосылки к развитию силы. Однако в занятиях с уча­щимися этого возраста следует воздерживаться от силовых упраж­нений с предельными нагрузками, так как условия для развития силы создают несколько позднее в 19—20 лет.

Необходимо подчеркнуть, что обучение в средних и старших классах совпадает с периодом полового созревания. В этот период наблюдается повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы. Индивидуальные особенности физического разви­тия учащихся определяются по данным медицинского контроля. Физиологические возможности учащихся одного и того же возраста могут значительно отличаться. Поэтому в процессе физического вос­питания важен индивидуальный подход.

Теоретическая подготовка. В процессе обучения учащиеся долж­ны получить теоретические знания по таким вопросам: общие све­дения о физкультурном движении и организации физи­ческого воспитания; гигиенические основы физического вос­питания; теоретиче­ские знания по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм, плаванию.

Знание гигиенических основ физического воспитания имеет важное значение для организации здорового образа жизни учащихся и внедрения физической культуры в их быт. Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима учебы и отдыха, системати­ческие занятия физическими упражнениями в быту — обязательное условие успешного решения задач физического воспитания, преду­смотренных программой. Полученные знания необходимо закрепить на практических занятиях, увязать их с общими гигиеническими требованиями, 'предъявляемыми учащимся в учебной деятельности.

Давая теоретические знания по отдельным видам общей физи­ческой подготовки, учащихся следует познакомить с основами тех­ники различных видов спорта, профилактикой травматизма, с ин­вентарем и правилами ухода за ним. Теоретические знания вместе с практическими навыками по видам спорта должны содействовать спортивному совершенствованию в избранном виде спорта и внед­рению физических упражнений в 'быт учащихся.

. Методы сообщения теоретических знаний (уроки, беседы, теоре­тические сведения в процессе занятий физическими упражнениями) устанавливаются руководителями физического воспитания.

Общая физическая подготовка. Она составляет главное содер­жание занятий физическими упражнениями в школах.

Основными видами общей физической подготовки являются гим­настика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивным играм представляют собой еди­ный процесс физического воспитания.

Реферат опубликован: 7/06/2007