Физическое воспитание школьников, средних и старших классов

Страница: 3/12

Гимнастика — одно из основных средств общей физической под­готовки, с помощью которого решается большой 'круг задач: форми­руется правильная осанка, совершенствуются координация движе­ний, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др.

Гимнастика — это целая школа движений. С помощью гимнасти­ческих упражнений обеспечивается специальная физическая подго­товленность для успешного выполнения программных требований по легкой атлетике, лыжной подготовке и др. Гимнастика также иг­рает большую роль в профессионально-прикладной физической под­готовке учащихся.

Вместе с тем занятия гимнастикой недостаточно влияют на ор­ганы кровообращения и дыхания, на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому ее следует применять в сочетании с другими видами физических упражнений.

Программа по гимнастике включает строевые и общеразвивающие упражнения (без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения в равновесии, лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы акробатики. Легкая атлетика имеет большое оздоровительное и прикладное значение.

Легкая атлетика в учебной работе в школах содействует более ус­пешному выполнению учащимися требований программ по лыжной подготовке и плаванию, восполняет недостатки в разносторонней, физической подготовке по другим видам спорта и в первую очередь гимнастике и плаванию.

Программа по легкой атлетике включает специальные подгото­вительные упражнения, ходьбу, бег на короткие и средние дистан­ции, прыжки в длину и высоту с разбега, толкание ядра, метание гранаты.

Лыжная подготовка. В программе физического воспитания лыжной подготовке отводится значительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается в работу весь двигательный аппарат, укрепляет­ся мышечная система, особенно ног, плечевого пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того, развиваются выносливость, вестибу­лярная устойчивость, способность ориентироваться в пространстве, повышается закаленность организма.

Лыжной подготовке способствуют предварительные занятия дру­гими видами физической подготовки и в первую очередь гимнасти­кой и легкой атлетикой. При этом особое значение имеет развитие общей выносливости.

Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные подготовительные упражнения, строевые упражнения с лыжами и на лыжах, изучение техники лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов, сведения о материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем.

Спортивные игры. Среди различных средств физического воспи­тания учащихся профтехучилищ определенное место занимают спортивные игры.

В программе предусмотрено занятие одной какой-либо спортивной игрой (баскетболом, волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут сами выбрать спортивную игру, для культи­вирования которой в училище наиболее благоприятные условия. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и ловкость;

повышают эмоциональность, способствуют привитию интереса к физическим упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективизма, организованность, дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и другие качества.

Спортивные игры имеют важное значение и для нормального досуга, и активного отдыха, содействуют наиболее эффективному выполнению программных требований по другим основным разде­лам физического воспитания.

Занятия плаванием способствуют правильному и гар­моническому развитию форм тела, воспитанию выносливости. Дли­тельные физические нагрузки при горизонтальном положении тела в воде равномерно развивают мышцы, формируют правильную осанку. Плавание значительно влияет на тренировку физиологиче­ских механизмов теплорегуляции, способствуя закаливанию орга­низма.

Обучение плаванию имеет большое прикладное значение и спо­собствует внедрению физической культуры в быт учащихся.

Программа по плаванию включает в себя специальные подгото­вительные упражнения, обучение технике плавания кролем на гру­ди и на спине; дополнительно также предусмотрено изучение пла­вания брассом на груди.

Реферат опубликован: 7/06/2007