Религоведение

Страница: 21/23

Отсутствует серьезный и продуктивный диалог между духовными управлениями мусульман и другими конфессиями, прежде всего с Русской Православной Церковью. Имеются факты, когда представители православного духовенства, верующие, общественность препятствуют мусульманам строить на законных основаниях культовые здания. Скандальные ситуации по этому поводу возникали в Амурской, Воронежской, Московской и других областях. Факты неприятия неправославных конфессий, к сожалению, имеют достаточно широкое распространение. Москва, Краснодарский и Хабаровский края, Омская область — географию распространения пикетирований, нападений на культовые здания, их поджогов можно продолжать и дальше. Межрелигиозный совет, призванный стимулировать диалог между религиями, оздоровить отношения между ними, по моему убеждению, не способен выполнить свои гуманные функции: мешают амбиции религиозных лидеров, существующие и не существующие обиды.

Не проявляют здравомыслия, стремления к развитию межрелигиозного диалога и отдельные церковные и околоцерковные издания. Например, атака православных радикалов на старообрядчество вынудила Синод Русской Православной Церкви 19 июля 1999 г. призвать все церковные и светские издательства критически подходить к публикациям и переизданию работ по истории и современному положению старообрядчества. 24 ноября 1999г. Комиссия по координации действий РПЦ со старообрядчеством в развитие решения Синода выразила озабоченность, что некоторые периодические издания продолжают распространять факты о старообрядчестве, имеющие сомнительное происхождение, а также печатать статьи, проникнутые духом ненависти, что несвойственно и чуждо христианскому мироощущению. Не способствуют нормализации отношений между конфессиями радикальные высказывания некоторых исламских лидеров. 22 декабря 1999г. председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов, в частности, заявил: «Можно сделать вывод, к сожалению, печальный, что сегодня мусульмане в России вне закона».

Не ослабевает, к сожалению, тенденция к клерикализации важных сфер жизни государства и общества. Это в первую очередь касается органов власти, школы, культуры, армии. По-прежнему освящаются боевые знамена частей и кораблей, боевая техника, оружие. Имеются факты, когда войсковые священники зачисляются Министерством обороны Российской Федерации в штат войсковых частей. Примеров на этот счет имеется более чем достаточно. Известно, что клерикализм никогда не был панацеей, не открывал дорогу к счастью и благоденствию народа. Более того, он всегда провоцировал рост антиклерикальных настроений (можно процитировать из письма). Фактический отход Российской Федерации от принципа светскости государства, выражающийся в клерикализации институтов государства и органов власти, неизбежно ведет к жесткой регламентации духовно-нравственной сферы, навязыванию обществу «правильного», по мнению властных групп, мировоззрения.

Деятельность религиозных организаций носит прежде всего духовный характер и тесно связана с общечеловеческой культурой. Церковь и культура должны идти рука об руку в духовном возрождении России. Мы знаем, что отдельные проблемы церкви государство вынуждено решать за счет культуры. Но чем больше разрушается культура, тем, казалось бы, должны быть прочнее позиции церкви. Однако это спорная позиция. В их деятельности должны быть и взаимные уступки, и сотрудничество, и разумный баланс в решении спорных вопросов.

Светский характер российского государства компрометируется и политизацией ряда религиозных организаций. Если участие религиозных структур в недавней компании по выборам президента России было умело замаскировано, то осень 1999 года была ознаменована заметной политической активностью отдельных религиозных организаций и особенно ряда религиозных деятелей. Сегодня можно было бы назвать фамилии конкретных священнослужителей Русской Православной Церкви, мусульманских деятелей, активно участвующих в предвыборной компании. Прямые обращения кандидатов, блоков, партий к служителям культа за поддержкой привели к появлению в среде священнослужителей стойкого комплекса собственной значимости, самодовольства и самонадеянности. При этом нельзя не отметить, что вмешательство священнослужителей от имени той или иной религиозной организации в предвыборную ситуацию является прямым нарушением закона. Использование религии в политических целях- фактор для России постоянно действующий, наносящий серьезный урон религиозным организациям и слабо воздействующий на политическое состояние страны.

Реферат опубликован: 12/12/2006